1 июля в 11.30 самолет Ил-76 МЧС России, тушивший лесной пожар в Качугском районе, не вышел на связь. Плановый сеанс связи с диспетчерами состоялся в 10.54, о каких-либо неполадках летчики не сообщали. Борт пропал с экранов радаров на высоте 3000 метров.
В 12 часов началась поисковая операция с участием Росавиации, Авиалесоохраны, Минобороны, Минздрава и МВД России. Возглавил группировку спасателей замминистра по чрезвычайным ситуациям Леонид Беляев. В Качугской ЦРБ создали дополнительные места и запасы плазмы крови.
На поиск пропавшего борта направили 16 воздушных судов разных ведомств. Всего в поиске задействовали 441 человека и 28 единиц техники.
В Иркутск вылетела комиссия Росавиации для участия в расследовании причин исчезновения самолета Ил-76.
2 июля . В течение светового дня авиация обследовала более 2400 кв. км территории. Практически нулевая видимость не позволила найти пропавший борт, поэтому решили продолжить поиск наземными группами.
К месту предполагаемого падения Ил-76 выдвинулись три группы спасателей МЧС России с беспилотными летательными аппаратами.
Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта».
Второй день поисков исчезнувшего самолета результатов не дал.
3 июля . Около семи утра по местному времени в 145 километрах от Качуга, в 9 километрах юго-восточнее населенного пункта Рыбный Уян, на склоне одной из сопок был найден пропавший Ил-76. Обломки самолета обнаружила одна из наземных групп спасателей отряда «Центроспас» совместно с сотрудниками Авиалесоохраны в том квадрате поиска, который и был определен как возможное местонахождение самолета.
С воздуха место катастрофы первым заметил начальник летной службы ОГБУ «Иркутская авиабаза» Александр Антипин:
— Увидели хвостовое оперение, то есть киль самолета. Я принял решение высадить людей в трех километрах от места катастрофы, где была подходящая площадка.
Спасатели отряда «Центроспас» МЧС России вылетели к месту крушения, чтобы подготовить площадку для приема вертолетов.
К вечеру были найдены тела восьми членов экипажа и два «черных ящика». Эксперты МАК завершили работу на месте крушения Ил-76. Поисковые работы продолжались и ночью.
4 июля . В Иркутской области объявлен траур.
Спасатели обнаружили тела всех десяти членов экипажа. Специалисты судмедэкспертизы приступили к работе на месте крушения самолета.
Специалисты МАК отправили в Москву «черные ящики» Ил-76.
В Иркутске началась идентификация тел погибших летчиков. Для проведения генетической экспертизы прибыли специалисты из Москвы.
Активная фаза поисковых работ на месте падения самолета завершена.
5 июля . Эксперты МАК закончили расшифровку речевого самописца Ил-76. Уже известно, что экипаж вплоть до крушения вел спокойную беседу в штатном режиме, никаких отказов техники или ЧП на борту не обсуждалось. Криков и обычных в таких случаях эмоций пленка черного ящика не зафиксировала. Столкновение с землей произошло внезапно, пилоты до последней секунды не подозревали о скорой гибели.
Следователи завершили осмотр места крушения. По предварительной информации, пилоты допустили опасное снижение. Экипаж выполнял маневр, чтобы эффективнее воздействовать на очаги лесных пожаров.
Процедура идентификации погибших завершилась. Вечером в аэропорту Иркутска прошло прощание с экипажем самолета Ил-76 МЧС России. Тела погибших отправлены в Москву.
«Дым стоял — хоть топор вешай»Авиатехник ПАО «АэроБратск» Евгений Бубнов участвовал в поисково-спасательной операции на вертолете Ми-8. В соцсетях он поделился подробностями поисков:
— Нашли его там, где мы и предполагали. Мы еще в первый день, возвращаясь с прочесывания квадратов в десятом часу вечера (в сумерках), влетели на своем Ми-8 в темный дым с запахом керосина, разглядеть ничего не удалось. Отметив точку на карте, на следующий день пробовали туда сунуться двумя бортами (наш «АэроБратск» и АК «Ангара»), но дым стоял — хоть топор вешай, кругом горы под 1000 метров, поэтому ничего не увидели, хотя пролетали менее чем в 500 метрах от обломков. В принципе, все уже понимали, почему там такой пожар и неестественного цвета дым. Но глазами не видели, потому поиски продолжались. Ближе соваться было небезопасно, ибо сами бы легли рядом на том склоне. За два дня пожар ушел дальше, и другой экипаж наконец-то его нашел. Очень жаль парней, которые погибли. Земля им пухом и соболезнования семьям…
Андрей Давыдов, кандидат технических наук, ведущий инженер-конструктор авиационного предприятия:
— Точную причину катастрофы Ил-76 можно будет назвать только после расшифровки параметрических самописцев, когда станет известно, как изменялись перед контактом с землей температура газов за турбиной, обороты двигателей, скорость и высота полета. Оценить, как работал экипаж — по перемещениям штурвала, педалей и рычагов управления двигателями, что включали, что выключали и т. п., только тогда может сложиться более-менее ясная картина происшествия.
Судя по официальным сообщениям, речевые самописцы не зафиксировали никаких фраз, из которых следовало бы, что пилоты увидели опасную ситуацию и как-то реагируют на нее. Получается, все произошло предельно быстро, можно сказать мгновенно. Ил работал в очень сложных условиях: сильнейшая задымленность, видимость при пролете через дым нулевая, высота небольшая. Добавьте сложный рельеф и скорость около 400 км/ч, это больше 100 метров в секунду.
То есть если на этой скорости увидеть препятствие на расстоянии 200 м (две длины стадиона), то встреча с ним произойдет меньше чем через 2 секунды.В репортажах с места события и на форумах обсуждалась и такая версия: при заходе на очаг пожара или при наборе высоты после сброса воды в двигатели попал раскаленный воздух, который поднимался над очагом пожара. Двигатели дали сбой, не хватило тяги для набора высоты. Эта версия на первый взгляд тоже выглядит правдоподобно. Словом, надо смотреть, что в параметрическом самописце, проверять, сравнивать. Кропотливая и очень сложная работа. Анализом занимается МАК, это признанный мировой уровень. Точную причину специалисты назовут только после детальнейшего анализа всех имеющихся данных, включая анализ обломков и следов падения, оставшихся на земле. Будем ждать. Наверняка появятся какие-то документы, регламентирующие работу экипажей при тушении пожаров, какие-то инструкции. Но, какие бы ни писались бумаги, решение принимает командир корабля. Такие полеты — это реальная опасность, настоящий бой со стихией.
К месту падения прорубали тропуПропавший с радаров борт обнаружили не сразу. Из-за невероятной по плотности дымовой завесы довольно до лго не могли даже предположить квадрат нештатной ситуации. Тогда сотрудники МЧС обратились за помощью к представителям коренного народа — эвенкам, прекрасно знающим тайгу. Потомственных охотников-промысловиков распределили по экипажам, вылетавшим к точкам возможного падения самолета. На борту одного из вертолетов находился житель Качуга Андриян Хромов, с которым корреспондент «Копейки» накануне выхода номера пообщался по телефону.
— Мне позвонил глава Вершины-Тутурского сельского поселения Владимир Александрович Щапов, которого в штабе по поиску самолета попросили найти людей, знающих тайгу, — рассказывает Андриян Иннокентьевич. — В итоге выбрали Александра Монастырева, Виктора Скорнякова, Андрея Черкасова и меня. Вероятно, было четыре борта. Двоих закинули с вечера, они обследовали район Рыбного Уяна. В советское время здесь промышленным способом ловили хариуса, ленка, было оборудовано даже хранилище; недалеко находилась вертолетная стоянка, которая со временем заросла. Сначала предполагали, что Ил упал в том месте — это, как выяснилось потом, недалеко от настоящего места падения.
Мы полетели в воскресенье, 3 июля.
— Насколько хорошей была видимость в тот день?
— Накануне ночью прошел дождик, он прибил дым, кое-что потушил, в результате видимость значительно улучшилась, потому что до этого был настоящий кошмар. Я вожу почту на лошади до Чинонги, так временами из-за дымовой завесы ничего не видно уже на расстоянии восьми-десяти метров. Выручало одно — хорошо знаю дорогу.
— Хотя бы ориентировочно знали, где находится Ил-76?
— В воскресенье часов с пяти утра над районом кружил Ан-2, думаю, его летчики определили предварительные координаты. Место, где случилась катастрофа, у нас называется Лысой горой, мужики здесь все время добывали зверя. На склоне раньше неоднократно происходили пожары, следы старых гарей видны хорошо.
— Во сколько было обнаружено место катастрофы?
— Мы вылетели в десять утра, примерно через час заметили черную полосу и крупные детали самолета. Первоначально планировали спустить на тросах специальный инструмент, но не получилось. В итоге спустился лишь один десантник- парашютист. А мы приземлились на одном из островов реки Киренги.
— Как далеко приземлились от места ЧП?
— Говорят, приборы показывали 2000 метров, но думаю, что на самом деле было несколько больше. Мы прорубали тропу, делали на деревьях затесы — ориентир для тех, кто пойдет следом.
— Что вы увидели непосредственно на месте крушения?
— Первым делом я обратил внимание на обломанные верхушки деревьев. Наверное, самолет зацепился за них, его развернуло. Удар был страшный, видно, что горела не одна тонна топлива, запах гари ощущался на большом расстоянии от места падения. Более-менее уцелел хвост самолета, все остальное мелкими кусками оказалось разбросано среди обугленных лиственниц. Я невольно обратил внимание на кресло, лежавшее на земле, в котором находился труп… Зрелище не для слабонервных... Вскоре вернулся к табору, потому что на месте падения запретили что-либо трогать или передвигать с места на место. Там работали специалисты. А вскоре мы встречали и провожали по тропе вторую группу…
Использована информация оперативного штаба МЧС, ТАСС. Фото автора и пресс-службы МЧС России