Картины раздора

Картины раздора
Картины раздора
Картины раздора
Картины раздора
Картины раздора
Картины раздора
Фото: baikal-info.ru
Как произведения иркутского художника стали предметом  судебного разбирательства   Виктория Житкова, дочь художника, рассказала, что галерея предложила компенсировать утраченные картины отца другими его работами. Однако замена, по ее словам, была неравноценной: вместо полноценных живописных картин ей предложили этюды и графику Николай Ефимович Житков (1938—2009) родился в Иркутске. Отец погиб на фронте, мать умерла во время войны. Детство провел в детском доме. Окончил Иркутское училище искусств. Член Союза художников России с 1975 года. Работы его находятся в Иркутском художественном музее имени Сукачева, других музеях Сибири, а также частных зарубежных коллекциях

В выставочном центре имени В.С.Рогаля весь апрель работала выставка замечательного иркутского художника Николая Житкова (1938—2009) — художника умного, тонкого и очень самобытного. Удивительно, какой сложный он прошел путь: от модернизма в годы юности до лирических пейзажей и натюрмортов на исходе жизни. Однако в медийном пространстве имя художника оказалось не только в связи с его выставкой.

В середине марта на канале НТВ вышел сюжет «Картинный интерес», где рассказали, что наследница знаменитого иркутского художника Николая Житкова вот уже третий год не может вернуть 12 картин отца из галереи «Диас». Есть решение суда, но исполнить его невозможно: картины утрачены. Виктория Житкова оценивает их стоимость как минимум в 800 тысяч рублей, владелица галереи Диана Салацкая предлагает в качестве компенсации 169 тысяч.

Сюжет вызвал бурную реакцию среди пользователей социальной сети «Фейсбук». На стороне Виктории Житковой выступила владелица галереи «Палитра» Лина Ермонтович, ее возмущенный пост «Что, Иркутск, опять прославились» набрал больше сотни лайков и 27 перепостов. В ответ сторонники Дианы Салацкой обвинили Ермонтович в сознательном использовании черных технологий массовой манипуляции общественным мнением.

Эмоции... Много эмоций. Но эмоции, как говорят юристы, к делу не пришьешь. Что же на самом деле случилось?

По словам дочери и наследницы художника, после смерти отца в 2009 году вся коллекция (около 250 картин) была передана в галерею «Диас».

— Договора как такового не заключали, но была составлена опись, вот подпись мамы: «Передаю картины галерее «Диас», доставшиеся мне по праву наследования». Здесь же сказано, что «Диас» обязуется безвозмездно хранить работы Николая Житкова, пользоваться, распоряжаться картинами по собственному усмотрению. То есть продавать, сдавать в аренду, выставлять, — сообщила «Пятнице» Виктория Житкова.

Весной 2010 года все права на картины художника перешли к Виктории. Была проведена инвентаризация, составлена новая опись и согласована стоимость. Галерея взяла на себя обязательство обеспечить демонстрацию картин, выставлять, продавать, рекламировать. Никаких разногласий у наследницы с галереей не было. «Естественно, это не было благотворительностью, — говорит Виктория. — Галерея, согласно договору, самостоятельно удерживала комиссионные из денежных средств, полученных со сделки».

Но в 2014 году деловым отношениям между наследницей и владелицей пришел конец. Галерея уведомила Викторию о расторжении договора. В принципе, это нормальная практика, договоры заключаются и расторгаются — ничего особенного. Но разойтись мирно не получилось на этапе возврата картин владелице. При окончательном пересчете Виктория недосчиталась 92 работ. После неудачных попыток выяснить их судьбу наследница обратилась в суд с иском об изъятии картин из незаконного владения. Суд его удовлетворил. Приставы изъяли из галереи большую часть работ, но 12 работ не нашли.

— Как оказалось, часть работ была утеряна во время выставки в Китае, другие подарены. Но я никого не уполномочивала что-то дарить, — утверждает Виктория.

По ее словам, галерея предложила выплатить 169 тысяч рублей, согласно договору 2010 года. Однако наследница считает эту цену неприемлемой: «Наш договор утратил юридическую силу, поскольку он был расторгнут галереей в одностороннем порядке. Курс рубля изменился, и я могла продать их дороже».

Так как решение суда исполнить невозможно — картин нет, Виктория Житкова написала заявление в суд об изменении способа и порядка исполнения решения суда. То есть попросила оценить стоимость с учетом мнения искусствоведа. Однако суд отказался удовлетворить заявление, потому что документы, подтверждающие должность и образование лица, проводившего оценку, подавались в виде незаверенных ксерокопий. Впрочем, по словам наследницы, этот отказ не является для нее юридическим препятствием снова и снова обращаться в суд. Ведь решение суда так и не исполнено в полном объеме. Картин нет.

К сожалению, владелица галереи «Диас» Диана Салацкая отказалась от интервью нашему изданию. Но есть ее развернутый комментарий в «Фейсбуке», в котором владелица галереи подтвердила готовность выплатить компенсацию за утраченные картины в размере 169 тысяч рублей — именно такая стоимость была указана в договоре комиссии 2013 года.

Вот такая юридическая коллизия. Необычная не только в масштабах Иркутска, но и шире — страны.

Несколько лет назад была похожая история в Москве, когда галерея «Гринберг» предоставила галерее «Попофф Арт» десять принадлежащих ей работ современных художников для участия в выставке в Берлине. По условиям договора, в течение 30 дней после окончания выставки все работы должны были вернуть владельцу. Но возвращены были лишь семь. Владельцу было сказано, что работы проданы, но покупатель не расплатился. Галерея «Гринберг» в течение трех лет пыталась получить компенсацию, но безуспешно. В прошлом году руководство «Гринберга» обратилось в суд с иском к «Попофф Арт» о взыскании 645 950 рублей, и суд его удовлетворил. Начато исполнительное производство.

Вот и по делу о стоимости картин иркутского художника решение тоже должен принять суд. Посмотрим, чем он закончится.

От чего зависит цена картин

Художественные произведения — товар специфический, здесь работают совершенно иные механизмы ценообразования, зависящие от многих субъективных факторов. Почему, допустим, картина столь нелюбимого прогрессивной общественностью Никаса Сафронова стоит миллион рублей, а отличная работа какого-нибудь провинциального живописца — всего 25 000? Из чего складывается стоимость? От чего она зависит? Конечно, огромную роль играет имя художника, авторитет, творческий вес. Учитывается количество выставок, наград, званий, публикаций и т. д. Чем художник известнее (тут даже скандальность играет на руку), моднее, актуальнее, тем выше цена его работ. Безусловно, дороже стоят картины, отражающие дух времени и написанные на высоком художественном уровне. Технические параметры — размер полотна, масштаб — также играют роль: чем больше работа, тем дороже она ценится. Большую роль играют мастерство и уровень исполнения. Стоимость картины также зависит от инфляции и вообще от рыночной ситуации. Однако стоит заметить, что картины талантливых художников никогда в цене не падают.

Фото Сергея Игнатенко и из архива Виктории Житковой

Вершиной творчества Николая Ефимовича является грандиозный исторический триптих «1905 год», «1920 год», «1937 год». Это философское осмысление трагической судьбы страны и народа. Житков обладал даром предвидения, и многие мотивы его триптиха являются пророческими

«Байкал. Мыс Бакланий». Потрясающее умение воссоздать на полотне безмолвное величие природы

"Байкал. Шторм"

Из цикла "Сибиряки Байкала"

  • Елизавета Старшинина
  •  
    По теме
    Герои остросюжетного сериала «Капкан для Золушки» – двое частных детективов.
    Дворец искусств г. Братска, ж. р. Энергетик, ул. Наймушина, 26 10:30 – гала-концерт городского отборочного этапа областного фестиваля детского и юношеского творчества «Байкальская звезда» [6+]   ДК «Юность»,
    Художники, фотографы, видеографы уже давно применяют тени в свою пользу. Но первооткрыватели тени как искусства – это, несомненно, театры теней.
    Вспышку гепатита А выявили в новосибирской школе №190 - Baikal24.Ru В Новосибирске в школе №190 в Академгородке выявили несколько случаев заболевания гепатитом А. Диагноз подтвердился у трех учеников, сообщает местное издание "Родные берега" со ссылкой на департамент образования.
    Baikal24.Ru
    Вирусная геморрагическая болезнь кроликов - Город Зима ВИРУСНАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КРОЛИКОВ    Вирусная геморрагическая болезнь кроликов (ВГБК, геморрагическая пневмония кроликов, некротиче-ский гепатит) – высоко заразная, инфекционная болезнь,
    Город Зима
    Открытие книги 16+ - ЦБС города Братска Дорогие читатели, в библиотеке №4 появились новые книги. Пора открыть для себя новые миры, пережить захватывающие приключения, разгадать тайны и погрузиться в увлекательные истории!
    ЦБС города Братска