Депутаты Заксобрания Иркутской области перетягивают на себя одеяло социальных заслуг

Депутаты Заксобрания Иркутской области перетягивают на себя одеяло социальных заслуг
Депутаты Заксобрания Иркутской области перетягивают на себя одеяло социальных заслуг
Депутаты Заксобрания Иркутской области перетягивают на себя одеяло социальных заслуг
Депутаты Заксобрания Иркутской области перетягивают на себя одеяло социальных заслуг
Депутаты Заксобрания Иркутской области перетягивают на себя одеяло социальных заслуг
Депутаты Заксобрания Иркутской области перетягивают на себя одеяло социальных заслуг
Депутаты Заксобрания Иркутской области перетягивают на себя одеяло социальных заслуг
Фото: cdn.primamedia.ru
Настоящая "бойня" из-за поправок в Устав Иркутской области случилась на 49-й сессии регионального парламента (ПОЛНАЯ РАСШИФРОВКА) Законодательная инициатива депутатов Заксобрания Иркутской области о лишении главы региона части права устанавливать меры соцподдержки стала самым крупным событием 49-й сессии ЗС. В течение часа депутаты и приглашенные лица спорили о том, почему инициатива должна или не должна быть принята. Спикер ЗС Сергей Брилка просил не искать в решении политических моментов, но это не представляется возможным в свете внезапно возникшего недопонимания между ветвями власти и приближающимися выборами в региональный парламент. ИА IrkutskMedia приводит полную расшифровку обсуждения резонансного вопроса.

Спикер Заксобрания Иркутской области Сергей Брилка: Проект закона Иркутской области о поправках в устав Иркутской области. Законодательная инициатива депутата Законодательного собрания Брилки, Нестеровича, Ершова, Дикусаровой, Козюры, Лобанова, Габова, Лабыгина, Синцовой, Лобкова, Носенко, Алдарова, Магдалинова, Новожилова, Буханова Балабанова. Слово для доклада предоставляются Лабыгину Андрею Николаевичу, заместителю председателя Законодательного собрания Иркутской области, председателю комитета по здравоохранению и социальной защите. Пожалуйста, вам слово.

Андрей Лабыгин: Уважаемые коллеги, в настоящее время в Иркутской области действует и продолжает развиваться система правового урегулирования дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, реализуемых за счет областного бюджета. Полномочия по установлению дополнительных мер по социальной поддержке и социальной помощи между органами государственной власти Иркутской области в Уставе Иркутской области не разграничены. В результате этого регулирование представлено десятками нормативно-правовых актов различной юридической силы. Законами, нормативными актами губернатора, правительства, министерств Иркутской области. Между тем, как указано в ч. 2 ст. 34 Устава Иркутской области, развитие социальной сферы в Иркутской области осуществляется на основе принципов обеспечения и поощрения самореализации личности, экономической активности человека, в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики, развития социального партнерства, сокращения социального неравенства, сочетания обоснованности, дифференцированности и гарантированности доступной социальной поддержки, предотвращения социального иждивенчества, недопустимости произвольного отказа государства от ранее принятых обязательств. Необходимость соблюдения указанных принципов при установлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, а также тот факт, что установление таких мер влечет за собой новые расходы в бюджете Иркутской области, устанавливает потребность в глубоком и всестороннем публичном обсуждении предполагаемых мер, включая условия и порядок их применения. Этот подход в наибольшей степени обеспечивается в рамках законодательной процедуры. Следует подчеркнуть, что эта идея нашла свое закрепление на уровне Конституции Российской Федерации в ч. 2 ст. 39, которая устанавливает, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, что исключает их установление подзаконными нормативно-правовыми актами.


Депутаты Заксобрания Иркутской области перетягивают на себя одеяло социальных заслуг. Фото: ИА IrkutskMedia

Проект закона Иркутской области о поправках в Устав Иркутской области внесен на Законодательное собрание Иркутской области в порядке уставной законодательной инициативы группы депутатов Законодательного собрания в количестве 16-ти человек предусматривает внесение в Устав Иркутской области положение о том, что дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан устанавливаются законами Иркутской области за счет средств бюджета Иркутской области. Кроме того, законопроект устанавливает переходное правило, в соответствии с которым нормативно-правовые акты губернатора Иркутской области, правительства Иркутской области, министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области по вопросам установления дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета Иркутской области, принятые до вступления в силу предлагаемого закона Иркутской области о поправках в Устав, действуют до признания их утратившими силу в установленном порядке или до принятия по тем же вопросам законов Иркутской области. Эти переходные правила направлены на обеспечение стабильности правоотношений, сложившихся на основании ранее принятых подзаконных нормативно-правовых актов Иркутской области по вопросам установления дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи.

Заложенный в законопроекте закон соответствует принципам поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумности и стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости и возможности посредством установления временного урегулирования в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Прошу поддержать законопроект. Имею в виду, что в рамках дальнейшей работы во втором и в третьем чтении над уставной законодательной инициативой будут рассмотрены доводы, высказанные к законопроекту губернатором Иркутской области и прокуратурой Иркутской области. Прошу поддержать законопроект. Спасибо.

Сергей Брилка: Спасибо, Андрей Николаевич. Пожалуйста, вопросы. Илья Алексеевич Сумароков, ваш вопрос.

Илья Сумароков: У меня вопрос такой: "А сколько стоит этот законопроект?" В этом году мы уже приняли трехлетний план финансирования. И так на следующий год. Ориентировочно, есть такие данные, во сколько это обойдется областному бюджету?


Депутаты Заксобрания Иркутской области перетягивают на себя одеяло социальных заслуг. Фото: ИА IrkutskMedia

Андрей Лабыгин: Спасибо за вопрос. Этот законопроект дополнительно для бюджета области ничего не будет стоить. Вопрос идет о принципах регулирования, принципах предоставления социальной помощи. Сейчас, повторюсь, дополнительные меры социальной поддержки могут устанавливаться как законами Иркутской области, так и решением губернатора, распоряжением, так и постановлением правительства, приказами министерств. Например, есть такой приказ Минздрава Иркутской области. Так вот, для того чтобы упорядочить весь этот процесс, для того чтобы правильно рассчитать потребность, обсудив в широком кругу, в том числе и избирателей, предлагается все нормы, которые обеспечивают социальную поддержку, устанавливать только законами Иркутской области. То есть авторы законотворческой инициативы вносят тот или иной проект закона, мы с вами его рассматриваем, принимаем во внимание заключение прокуратуры в установленном порядке, губернатора, как он относится к той или иной инициативе по социальной поддержке. А потом принимаем решение с вами здесь и направляем его губернатору для обнародования, который в случае согласия с данным законопроектом подпишет его и обнародует. Если не согласен, то возвращает нам для дальнейшей доработки. То есть пользуется правом вето. Соответственно, я считаю, что достаточно демократично и доступно широкому кругу лиц возможность участия в принятии того или иного закона. То есть с точки зрения финансирования здесь ничего не меняется. Поменяется подход.

Владимир Матиенко: Когда данный вопрос обсуждался на заседании комитета, я задал вопрос, для чего нужен вообще такой закон, что сегодня не устраивает. Одним из объяснений было "Мы должны устранить признаки коррупционности в ныне действующих при выполнении своих обязанностей губернаторов". Поэтому у меня вопрос: "А что за коррупционная составляющая?" Получается, что предыдущие губернаторы подозреваются в какой-то нечистоплотности? У меня будет два вопроса, если можно.


Депутаты Заксобрания Иркутской области перетягивают на себя одеяло социальных заслуг. Фото: ИА IrkutskMedia

Андрей Лабыгин: Насчет коррупционности — здесь я ничего сказать не могу, потому что не был автором изречения, которое вы только что процитировали. На мой взгляд, здесь не идет вопрос о коррупционности. Здесь идет вопрос об общности и целостности подхода к установлению, том числе для адекватности планирования бюджетных расходов на финансовые периоды, на которые будет приниматься бюджет. Для того чтобы это было всесторонне взвешенно, доступно, в том числе и тем, кто голосует за бюджет, то есть депутатам Законодательного собрания. Зачастую о некоторых инициативах губернатора. Допустим, закон принять без губернатора и правительства, который предоставляет дополнительные меры социальной поддержки и вносит изменения, невозможно. Это влечет за собой финансовые расходы, то есть, соответственно, либо есть финансово-экономическое обоснование, которое мы направляем губернатору, либо его заключение по любому вопросу, который касается расходной части бюджета. В то же время правительство и губернатор имеют право устанавливать меры социальной поддержки, не считаясь с мнением Законодательного собрания, не обсуждая его в широком ключе. О чем мы узнаем либо из опубликованных документов, либо накануне принятия бюджета на следующий период, которые укладываются в основу расходной части, помимо Законодательного собрания. Я считаю, что это неправильный подход. Мы должны вместе сначала эти документы принимать. А потом на их основании уже верстать бюджет.

Владимир Матиенко: Второй вопрос. Мы все слышали и знаем, что прокуратура жестко выступает против данного законопроекта. Губернатор тоже "против". Сегодня у нас на территории области очень много проблем. Для чего вы идете на конфронтацию с губернатором, с прокуратурой вместо того, чтобы заниматься решением проблем населения?

Андрей Лабыгин: На конфронтацию с губернатором и с прокуратурой, тем более, Иркутской области Законодательное собрание, или, точнее скажем, авторы законодательной инициативы не идут. Они высказывают свое мнение, предлагают свои законодательные инициативы на рассмотрение. Считаем, что эта законодательная инициатива правомерна и обоснована. О том, кто прав в этом споре, в конце концов, может поставить точку либо суд, ну, а мне кажется, что население Иркутской области, избиратели. В том, что мы упорядочим подход к предоставлению мер социальной поддержки населению, ничего крамольного нет. С точки зрения тех доводов, которые мы будем обсуждать ко второму чтению, изменения либо моменты, связанные с мнением губернатора и прокуратуры Иркутской области, они подлежат такому, знаете, серьезному осмыслению и юридической оценке. Когда зачастую под мерами социальной поддержки подразумевают те, кто их таковыми считает, совершенно иные нормы денежного поощрения различных категорий. Например, нам приводили на рабочей группе ситуацию, связанную с награждением лучших по профессии — лучших следователей, еще кого-то. И почему-то считали, что это мера социальной поддержки. Это не мера социальной поддержки, а правительство считает, что это мера социальной поддержки. Это подпадает под законодательство о конкурсе. Мы же поощряем лучшего следователя не из-за того, что у него прожиточный минимум ниже, чем установлено, а из-за того, что он лучший. Он подал документы вместе со всеми остальными коллегами, а конкурсная комиссия признала лучшим его. Это конкурс, а не мера социальной поддержки. Когда мы говорим, что нужно оперативно решать те или иные вопросы, для этого у нас есть резервный фонд. И когда на одном из заседаний фракции мне сказали: "НУ, вы там попробуйте в резервном фонде, оттуда деньги возьмите". Там же потом замучаешься отчитывать о них. Да, поэтому резервный фонд в определенной мере, мы его доверяем правительству, но с учетом того, чтобы эти средства резервного фонда были направлены на то, что считается безотлагательным, что произошло в результате чрезвычайных ситуаций. Все остальное, включая поручения президента РФ, который тоже ссылается, что вот там по переселенцам с Украины нам нужно было финансирование обеспечить. Это тоже не мера социальной поддержки. Поэтому я думаю, что от эмоциональных каких-то вещей нужно вернуться к юридическим знаниям, науке. В общем, если сейчас мы на сессии углубимся в процедуру, я считаю, что здесь юристы свое мнение скажут, поэтому нужно дифференциацию провести. Не все это меры социальной поддержки, на что тратит областной бюджет свои средства. Вот когда мы в этом разберемся, и когда нас услышат правительство, губернатор и прокуратура, я думаю, все встанет на свои места.

Кузьма Алдаров: Каков опыт регионов России в этом отношении?


Депутаты Заксобрания Иркутской области перетягивают на себя одеяло социальных заслуг. Фото: ИА IrkutskMedia

Андрей Лабыгин: На этот вопрос я ответить не смогу. Алексей Александрович (Петров — заместитель руководителя аппарата Заксобрания, юрист — прим. ред.) , наверное, лучше скажет. То, что касается нашего региона, я считаю, что он вполне уместен.

Председатель Иркутского совета ветеранов Валерий Игнатов: Скажите, пожалуйста, почему, зная, что губернатор возражает, мы все-таки выносим вопрос на рассмотрение сессии в отсутствии губернатора? Какая в этом необходимость? Принять либо не принять закон нужно, но с участием губернатора, а то мы как-то проявляем неуважение к нему в данном случае.

И второй вопрос. Я 10 лет вхожу в Иркутский совет ветеранов, и не могу вспомнить, какие же меры социальной поддержки были приняты в отношении ветеранов. Вы сами сказали, те примеры, которые вы привели, — это не мера социальной поддержки. Надо просто навести порядок и договориться, что относится к мерам, что не относится. Сколько же, по вашим данным, губернаторы все последние приняли вот таких актов?

Андрей Лабыгин: Начну по порядку. Что касается уважения или неуважения. Данный вопрос о внесении изменений в Устав в этой части мы рассматривали в присутствии губернатора на фракции "Единой России" в прошлом месяце. При обсуждении данного вопроса губернатор попросил снять данный вопрос с рассмотрения в марте этого года для того, чтобы до следующей сессии принять согласительное решение. Тогда он дословно практически сказал следующее: "Нехорошо вносить изменения в Устав, когда одна из ветвей власти не согласна". Прошел месяц, ничего не изменилось. О том, что в присутствии или не в присутствии губернатора рассматриваем вопрос — его отсутствие на сессии Законодательного собрания как раз отвечает на ваш вопрос о том, что мы как-то тайно собрались и обсуждаем этот вопрос. Повестка сессии была размещена в установленном регламентом порядке на сайте в общедоступном виде. Вопрос этот в том числе обсуждался на комитете, на нем присутствовал полномочный представитель губернатора.

Абсолютное количество тех, кто присутствует здесь, не думаю, что кто-то обошел губернатора и не пригласил его на сессию, чтобы этот вопрос в тайне от него рассмотреть.

То, что 16 депутатов внесли его еще в декабре прошлого года, говорит, что он достаточно долго находится и не может находиться без движения. Его нужно обсуждать. По нему нужно принимать решение.

Что касается количества принятых губернатором, правительством и Законодательным собранием, хочу сказать, что мер, которые установлены на законодательном уровне, в разы меньше, чем тех, которые установлены актами исполнительной власти. Мы вам представим, для того чтобы не быть сейчас голословным, статистику принятых подзаконных нормативных документов по установлению мер социальной поддержки. Это все нужно приводить к одному знаменателю и устанавливать меры социальной поддержки законом. Тогда все, в том числе и Совет ветеранов, будут знать, какие изменения, какие дополнения, в том числе вы сможете и посредством инициации через депутатов вносить изменения в те или иные нормативные документы, которые так иногда необходимы бывают Совету ветеранов. Мы вам эту информацию предоставим к концу недели.

Валерий Игнатов: Какая все-таки необходимость торопиться-то? Ну, месяц прошел. Почему именно вот сейчас надо принять?

Андрей Лабыгин: А именно когда, с вашей точки зрения, нужно принять? Вот вы говорите, рано. С ноября законопроект ходит, пять месяцев в Законодательном собрании. Сейчас рано. Когда, с вашей точки зрения, будет достаточно. Я прошу вас разобраться в законопроекте, прежде чем такие заявления делать. Я вижу, что вы не разобрались, поэтому эмоционально так выступаете.

Сергей Брилка: Уважаемые коллеги, вопросы закончились. У нас есть выступления. Андрей Александрович Некрасов, заместитель прокурора Иркутской области, пожалуйста, вам слово.

Андрей Некрасов: Спасибо. Уважаемые коллеги, прозвучала ссылка на заключение прокуратуры, я бы хотел обратить внимание, чувствуется некое политическое напряжение. Так вот, мы работаем в рамках нашего функционала, в рамках наших соглашений и выработанных механизмов для принятия качественной правовой материи. Соответственно, я обязан обратить внимание депутатов на концепцию этого закона и на наше заключение, которое мы подготовили по результатам рассмотрения. Первое, что хотелось бы сказать: идея, которая высказана о необходимости кодификации и систематизации мер социальной поддержки, — по нашему мнению, это благая идея, но ее достижение необходимо осуществлять правовыми методами вне противоречий федеральному законодательству. Эти инструменты есть, это возможно сделать надлежащим образом. Сама по себе идея — благая.

Второй момент — это вот как раз про правовые инструменты и наше мнение по поводу противоречий федеральному законодательству. Прошу обратить внимание: концепция закона, по сути, заключается в том, что правительство области, то есть высшее должностное лицо, уставом предлагается лишить права принимать меры социальной поддержки. Тогда как федеральное законодательство даже на уровне Конституции наделяет каждую ветвь власти, и Законодательное собрание, и правительство области, наделяет собственной компетенцией. И вмешательство одного органа власти, законодательного, в компетенцию другого органа власти в нарушение вот этих принципов конституционных и законов федеральных является, извините за тавтологию, незаконным. Поэтому вот эта основная наша претензия к концепции закона.

Что же касается вопроса о том, что в первом чтении сейчас принимается закон, но, к сожалению, мне кажется, что если сейчас он в первом чтении принимается и мы выходим на какую-то доработку, то нормальная доработка возможна только путем изменения концепции, которая сейчас заявлена. Соответственно, возможно, что называется, не совсем правомерное изменение концепции во втором и третьем чтении, что может повлечь за собой сомнения в правовой природе. Это будет нарушением ваших же регламентных норм.

И третья позиция, на которую я хотел бы обратить внимание депутатов. на относится к категории целесообразности, но правильно Андрей Николаевич говорил, меры социальной поддержки надо, наверное, все-таки, действительно, систематизировать и провести большую работу. Потому что многое понимается и принимается, как меры социальной поддержки, которые туда относить не надо. Но тема-то тяжелая, тема социальной поддержки граждан, к сожалению, иногда требует оперативных вещей. У нас иногда дома горят, у нас иногда воды у людей не бывает и другие случаи, которые требуют оперативного вмешательства. Кроме инструмента социальной поддержки, мы ничего другого в законе не найдем. Вот это тоже требует осторожности при применении правового регулирования этого вопроса. У меня все.

Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин: Для меня отсутствие губернатора не является препятствием для высказывания своего мнения. Я полагаю, что доводы авторов законодательной инициативы неубедительны, по крайней мере, для меня. Действительно, поскольку дополнительные меры социальной поддержки существенно затрагивают права и свободы граждан, полагаю, что существующий механизм установления таких мер достаточно эффективен, как показала практика. Действительно, для чего мы вносим изменения в документ высшей юридической силы, но я не пойму тогда, почему он не прошел широкое публичное обсуждение, о чем говорят авторы законодательной инициативы. Что законы требуют общественного обсуждения, сегодня это не делается. Мы должны принять решение утверждения концепции, и не надо лукавить, изменить концепцию невозможно во втором и третьем чтении. Правда, такой опыт есть у Законодательного собрания. Бывало, в третьем чтении изменялась концепция, но это не должно входить в правило. Сегодняшние нормативно-правовые акты изданы еще при предшествующем губернаторе. Обязаны органы исполнительной власти принять постановления правительства по тем или иным вопросам, чтобы все постановления проходили предварительное публичное обсуждение. Я полагаю, что при таких публичных обсуждениях, в том числе и депутаты Законодательного собрания смогут высказать свою точку зрения по тому или иному проекту постановления. Я не исключаю, что, возможно, в регламент заседания правительства необходимо внести изменения, принять постановления, устанавливающие дополнительные меры социальной поддержки и помощи гражданам, чтобы было обязательно заключение Законодательного собрания. Считаю недопустимым, о чем говорил Лабыгин, принятие дополнительных мер социальной поддержки в форме приказов. Должно быть только постановление правительства, никаких других вещей не должно быть. Поэтому я считаю, что концепция законопроекта не может быть поддержана депутатами.


Депутаты Заксобрания Иркутской области перетягивают на себя одеяло социальных заслуг. Фото: ИА IrkutskMedia

Алексей Петров: Уважаемые депутаты, побудительным моментом к разработке данной законодательной инициативы было состояние Устава Иркутской области, а именно тот момент, что Устав в настоящее время не определяет полномочия органов государственной власти по установлению мер социальной поддержки. Правовое регулирование не позволяет однозначно определить рамки, в которых Законодательное собрание может вводить такие меры, губернатор может, правительство может или не может, и тем более органы исполнительной власти, отдельные отраслевые, что тоже имеет место быть на практике. Поэтому идея и, иными словами, концепция законопроекта заключались в том, чтобы установить разграничение полномочий между высшими органами власти области по определению мер социальной поддержки населения. Сейчас такое разграничение не установлено, и в соответствии с действующим федеральным законодательством в области противодействия коррупции именно вот этот момент, то есть отсутствие четко определенных полномочий, рассматривается, как коррупциогенный фактор, что, конечно, не означает конкретную оценку действий тех или иных должностных лиц. Это оценка состояния законодательства, в данном случае Устава, что немаловажно, потому что Устав занимает высшее место в системе законодательства области. Поэтому вот эта задача требует решения. На наличие этой проблемы указывало заключение научно-правовой экспертизы, которое имеется в материалах законопроекта.

Что касается опыта других субъектов РФ, он разный. Но есть одна тенденция, которая прослеживается в законодательстве ряда регионов и находит свое развитие со временем, где у нас наметилось явное отставание. В ряде субъектов РФ законодательство о мерах социальной поддержки кодифицировано, то есть оно объединено в рамках единого законодательного акта, который определяет принципы, общие подходы и требования к определению мер социальной поддержки, что и как должно устанавливаться. Есть четко установленная система регулирования и решения этих задач. Есть социальный кодекс, например, в Санкт-Петербурге, в Белгородской области, в Волгоградской области. Вчера внесен проект социального кодекса Ленинградской области. То есть ряд субъектов РФ осознают необходимость более упорядоченного и системного подхода к определению мер социальной поддержки, потому что, надо помнить, что это меры затратные, они затрагивают публичные ресурсы, бюджет, объекты собственности и так далее. Поэтому здесь необходимо принятие решения преимущественно в законодательной процедуре с учетом возможности последующего парламентского контроля. Вот к этому, действительно, нужно идти, мы здесь в законодательстве Иркутской области в этом отношении от ряда других регионов более передового опыта отстаем. И внесение поправки в Устав может быть первым шагом к тому, чтобы мы установили четкую, по возможности стабильную, предсказуемую и основанную на одних и тех же единообразных принципах систему, которая была бы понятна гражданам, эффективная, и реализовывалась бы с учетом возможности бюджета.

Владимир Матиенко: Уважаемые коллеги! Я обращаюсь ко всем — и к себе, наверное, и к тем, кто смотрит и слушает нашу сегодняшнюю сессию. До сегодняшнего дня все было просто и понятно. Все меры социальной поддержки с выделением серьезных средств обязательно проходили, проходят и будут проходить через законопроекты. Через сессии Законодательного собрания. У губернатора Иркутской области, так же как и у губернаторов других регионов РФ, есть возможность оперативно реагировать на те или иные чрезвычайные ситуации. Пожары, какие-то трагедии — ну, что сделаешь, жизнь есть жизнь. Губернатор сегодня имеет возможность оперативно, в считанные дни, отреагировать, выделить своим решением средства, помочь людям в их беде. Сегодня, как бы ни говорили лукаво, мы хотим лишить возможности губернатора в случае чрезвычайной ситуации помогать людям. А представьте себе, если это произойдет в июне или в июле, а у нас следующая сессия только в сентябре. Каким образом мы будем делать законопроект, собирать сессию Законодательного собрания и принимать вот такие решения? Поэтому я считаю, что сегодня мы пытаемся ограничить возможности губернатора оперативно реагировать на ту или иную ситуацию. И вообще, с какой стати мы не должны доверять человеку, которого избрало население Иркутской области. Все остальное — от лукавого. Потому что все остальное проходит через сессию Заксобрания, через наши законопроекты. И еще немаловажный факт: мы сегодня не просто какой-то законопроект вносим, мы сегодня делаем изменения в Устав Иркутской области. И пытаемся это сделать, несмотря на то что есть отрицательное отношение к этому высшему должностному лицу губернатора Иркутской области, прокуратуры Иркутской области. Мы чего давим-то? Мы для чего вот это делаем, вместо того, чтобы заниматься теми проблемами, которые есть сегодня у населения Иркутской области. Надо решать, созидать, а не устраивать то, что сегодня пытаются устроить авторы данного законопроекта. Спасибо.

Представитель правительства Иркутской области в Заксобрании Роман Буянов: Как следует из документов, которые вам представлены для рассмотрения данного вопроса, позиция губернатора была выражена неоднократно, и заключается она в том, что концептуально этот законопроект не поддерживается. Андрей Николаевич сказал, что рассмотрение данного вопроса было перенесено с мартовской сессии на апрельскую, и за этот период ничего не сделано. Это неправда. Дело в том, что в рамках работы комитета по государственному строительству Законодательного собрания была создана рабочая группа, и в рамках работы этой группы было рассмотрено и предложено несколько вариантов ко второму чтению. И достигнуто некое понимание по смягчению тех норм, которые представлены к первому чтению. Но сразу скажу, что речь идет лишь о смягчении, не о концептуальном изменении, поскольку концепция закона очевидна. Речь идет в рамках согласительной комиссии о том, чтобы хотя бы, на мой взгляд, не трогать резервный фонд правительства Иркутской области, чтобы в этом направлении у правительства была бы возможность оперативно реагировать на те или иные социальные проблемы, возникающие на территории Иркутской области. Концептуально после рассмотрения законопроекта в первом чтении понятно, что мы не сможем ничего изменить. Поэтому позиция губернатора, как была, так и остается, что концептуально этот законопроект не поддерживается.

Теперь почему, независимо от тех предложений, которые рассматриваются на сегодняшний день, почему концептуально мы не поддерживаем принятие данного законопроекта. Во-первых, как здесь уже было сказано, в соответствии с федеральным законом право устанавливать дополнительные меры социальной поддержки предоставлены не только представительным, но и исполнительным органам государственной власти регионов РФ. Практики, ограничивающей полномочия исполнительных органов, нет даже на федеральном уровне. За исключением той нормы, которая была процитирована. Норма Конституции РФ, которая распространяется на всех. О том, что только социальные пенсии и пособия устанавливаются законом, остальные выплаты могут устанавливаться как законами, так и подзаконными актами.

Во-вторых. Андрей Николаевич говорит: "Все, что идет через конкурс, — это не социальные выплаты". Это неправда. Дело в том, что данный вопрос, который мы рассматриваем, он на стыке социального законодательства и бюджетного. Так вот в рамках бюджетного законодательства все выплаты, которые идут физическим лицам, — это есть социальные выплаты, иной формы расходных обязательств просто не существует. Поэтому когда мы говорим, что хотим через тот или иной "расходник" осуществить выплату юридическим лицам, предпринимателям или физическим лицам — это социальные выплаты, в том числе.

Третье. Чем обусловлена необходимость полномочий органов исполнительной власти по установлению мер социальной поддержки. Во-первых, это оперативность, о чем уже было сказано. Законодательный процесс не характеризуется оперативностью рассмотрения вопроса. Тем более, если речь пойдет действительно о парламентских каникулах — июль, август очередного финансового года. Во-вторых, нередко обязательство по полномочиям ставит федеральный центр. В частности, поручения президента главам регионов РФ. Такие поручения бывают нередко и даются именно руководителю субъекта РФ. Ставятся конкретные сроки. Соблюсти эти сроки, учитывая законодательный процесс, будет невозможно. В-третьих, в силу статьи 6.85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства возникают в результате принятия законов и иных правовых актов. Так вот для участия в федеральных государственных программах требуется принятие соответствующих расходных обязательств Иркутской области. Как правило, такие расходные обязательства необходимо устанавливать в сроки, не превышающие двух месяцев. Опять же, учитывая рамки законодательного процесса, сделать это будет затруднительно. Кроме того, это отмечалось в том числе в заключении прокурора Иркутской области. Тот вопрос, который мы рассматриваем сейчас, в случае принятия данного законопроекта вступит в конкуренцию со ст. 58 Устава Иркутской области в отношении полномочий губернатора Иркутской области — учреждать, применять и упразднять меры поощрения от имени губернатора Иркутской области. Поскольку на сегодняшний день, в частности, так называемая губернаторская елка, которую проводит губернатор — это нечто иное как социальные выплаты. Они идут в рамках поддержки конкретных категорий граждан. И в этой связи необходимо будет все эти расходные обязательства трансформировать в законы Иркутской области. Насколько это уместно или нет — тут большой вопрос. Кроме того, при обсуждении Алексей Александрович говорил о том, что в других регионах кодификация. Действительно, мы тоже "за" кодификацию. Но, давайте сначала кодифицируем все правовые акты, а потом уже внесем соответствующие изменения в Устав Иркутской области. Нигде — ни в одном регионе, которые принимали кодифицированные правовые акты, не вносились первоначально, прежде всего, соответствующие изменения в Устав того или иного региона, а шел процесс кодификации. Поэтому мы полагаем, что все те замечания, которые сейчас были высказаны к законопроекту, они весьма аргументированы, весомы и должны быть учтены при принятии данного законопроекта. Спасибо.

Вице-спикер Заксобрания Наталья Дикусарова: Уважаемые коллеги, я позволю себе обратиться вот, наверное, к разной аудитории, которая находится в этом зале. Но, прежде всего, хочу обратиться к депутатам Законодательного собрания и хочу рассказать немного о бюджетном процессе и о том, какие сложности на сегодняшний день иногда у нас же с вами возникают на тех же самых бюджетных комиссиях, когда мы приступаем к рассмотрению бюджета Иркутской области. Мы с вами приходим на бюджетную комиссию и встаем перед ситуацией, когда принятые правительством Иркутской области обязательства, и они уже в обязательном порядке включены в проект бюджета. У каждого из нас с вами есть свои избирательные округа, у каждого есть наказы, предложения от избирателей, и каждый стремится их максимально полно выполнить. Но раз за разом мы встаем с вами перед этой ситуацией. Уже решения приняты. Как и где они приняты, с кем обсуждались. Заметьте, много раз вы задаете вопрос на бюджетном комитете, а кем и когда были приняты эти решения, кто в курсе принятых решений. Я бы хотела обратиться к вам с той точки зрения, что, уважаемые коллеги, сейчас предлагается проект закона, в котором прописывается реальный механизм вашего участия в принятии всех бюджетных решений относительно мер социальной поддержки в Иркутской области, и вы можете влиять на эти решения — будет ли это 1 или 100 рублей. При этом важное значение имеет кодификация всего подхода, и вы видите, что никто из выступающих сейчас концепцию закона не опротестовал. Потому что концепция правильная — системность подхода, меры социальной поддержки должны устанавливаться законом.


Депутаты Заксобрания Иркутской области перетягивают на себя одеяло социальных заслуг. Фото: ИА IrkutskMedia

Хотела бы теперь обратиться к правительству Иркутской области. Уважаемые коллеги, сколько раз вы нам говорите о том, что есть необходимость системно рассматривать меры государственной поддержки. Вот мы даем и вам такой механизм сейчас в руки. Не сиюминутно, не тогда, когда кто-то захотел это сделать, не тогда, когда у кого-то возникла какая-то политическая ситуация, а именно системно. Те, кто действительно отвечает за бюджет Иркутской области, наверное, должны отдавать себе в этом отчет. Мы с вами проводим очень много консультаций на предмет того, что надо кодифицировать меры социальной поддержки, какие-то пересмотреть, ввести критерии нуждаемости, возможно. Так вот, коллеги, это первый шаг к тому, чтобы эту работу начать.

Теперь хочу обратиться к общественным организациям, к тем, кто участвует в процессе принятия всех решений. Я напомню вам одну ситуацию — питание ребятишек в школах. Каким нормативным актом установлено 15, а теперь 30 рублей? Установлено постановлением правительства Иркутской области. А ведь это мера социальной поддержки. И вот вы заметьте, что внесен был проект закона об индексации этой выплаты мэром города Иркутска. И коллеги получили отрицательное заключение от правительства Иркутской области. Вот это системный подход? Нет. Я хочу вам сказать, что Законодательное собрание движется четко в направлении наведения порядка в законодательстве Иркутской области. Все денежные средства должны идти через бюджет. Все меры социальной поддержки должны широко обсуждаться в Законодательном собрании с участием общественности. И я думаю, что такое обсуждение даст вам возможность более серьезные меры социальной поддержки привнести в наше законодательство. И вот на сегодняшний момент я хочу сказать, что это один из первых таких шагов. Следующим шагом у нас будет рассмотрение вопроса о соглашениях, которые Иркутская область заключает с нашими партнерами, с нашими коммерческими организациями, крупными предприятиями, которые работают на территории Иркутской области. Все эти денежные средства должны идти через бюджет, в том числе на меры государственной поддержки, на меры социальной поддержки. С учетом того, что ни один выступающий не оспорил концепцию закона, и все сказали, что это правильно, и что правильно устанавливать меры социальной поддержки законом, я думаю, что здесь дальнейшее обсуждение просто не должно быть. Спасибо.

Андрей Лабыгин: Уважаемые коллеги! Поддержу Наталью Игоревну насчет оперативности — как у нас оперативно реагируют на те или иные изменения. То же питание школьников, сколько 15 рублей было? Пока мэр города не внес 30 рублей в свой законопроект, никто же не колыхнулся. Это насчет оперативности. Сколько лет? Пять лет ничего не менялось, и никто не бежал ни в июне, ни в июле, ни в августе. Все эти ссылки на то, что Законодательное собрание не соберется, что не сможет среагировать, — это от лукавого. Где такие примеры? Когда мы не собрались?

Третий момент: я еще раз призываю вас перестать путать вопросы, связанные с резервным фондом. Для этого он и создается. Для этого и обезличенные средства передаем в распоряжение губернатора и правительства, когда есть форс-мажорные обстоятельства. Как господин Матиенко сказал, что-то сгорело, затопило, это, действительно, чрезвычайная ситуация. Но когда мы отдаем неконтролируемые средства для того, чтобы обязательства возникали исходя из социальной поддержки, которые можно обсудить, наиболее правильно, достойно все это дело принять в законодательном порядке? Нам никто обратный пример не привел. Какая оперативность? Вся оперативность заложена в резервном фонде. Все, что там необходимо, что быстро, что завтра, что вечером нужно сделать, — это все там. Все остальное не надо путать. И все-таки с точки зрения адресности и нуждаемости при установлении мер социальной поддержки, Роман Викторович, вот мы в этом направлении должны идти. Когда вы там лучшего по профессии причисляете к социальной поддержке — это как раз не адресность и не нуждаемость. Это те действия по старинке, которые мы все никак не хотим и не понимаем, как изменить. Это конкурс. И новогоднюю елку превращать в меру социальной поддержки — это не совсем корректно. С другой стороны, даже если она таковой является, почему вы считаете, что на законодательном уровне мы не можем этот вопрос урегулировать. У нас что ли Новый год внезапно в марте, апреле. Он же каждый раз в одно и то же время. Поэтому эти все доводы от лукавого. Не хотим, и все в кучу собираем. Спасибо.

Владимир Матиенко (вне очереди): Уважаемые коллеги! Я бы хотел, чтобы какой-то более-менее был справедливый разговор. Я выступал и говорил о том, что я "против" данного законопроекта. И в то же время Наталья Игоревна Дикусарова сказала, что рада, что все в зале поддерживают законопроект. Давайте как-то не запутывать людей, которые и в зале находятся, и за его пределами. Спасибо.

Роман Буянов (вне очереди) : Я тоже хотел прокомментировать выступление Натальи Игоревны, которая сказала, что губернатор "против" инициативы мэра города Иркутска по поводу увеличения стоимости школьного питания. Неправда. Потому что, согласно заключению, позиция губернатора отрицательная и основана на том, что данная мера уже установлена и вопрос урегулирован постановлением правительства. То есть губернатор не "против", в принципе, увеличения стоимости школьного питания, там есть и другие вопросы, поэтому вот это тоже прошу учесть. Спасибо.

Наталья Дикусарова (вне очереди): Роман Викторович, я хочу вам напомнить, что инициатива Бердникова заходит второй раз, при этом в разных вариантах. И насколько я помню, поправьте меня, если это не так, оба варианта получили отрицательное заключение губернатора. Разве нет? Первый вариант, когда шла речь об увеличении. По-моему, там было отрицательное заключение от губернатора. Давайте уж будем до конца честными. Владимир Александрович, я приношу свои извинения. Действительно я не учла вашу точку зрения, но хочу сказать, что все-таки большинство в этом зале высказались за концепцию.

Роман Викторович, я тогда продолжу. А чем плох вариант установить меру социальной поддержки для ребятишек из многодетных и неблагополучных семей, которым мы предоставляем во время Нового года и приглашаем на губернаторскую елку? Мы как подходим к этой мере социальной поддержки? Вот сколько есть денег где-то там в бюджете, вот мы к декабрю их сколько-нибудь распределим. А кто вам сказал, что столько будет достаточно? Может быть, нам необходима большая сумма? Когда эти ребятишки придут на губернаторскую елку, мы с вами посчитаем и внесем в начале года соответствующую денежную сумму в закон, обсудим, сколько на это необходимо, а не по остаточному принципу. А почему нет? Ну, и, кроме того, давайте четко посмотрим все законодательство, которое есть. Вы сейчас нам говорите о чрезвычайных ситуациях, вот я бюджет знаю изнутри, и знаю прекрасно, что тема чрезвычайных ситуаций урегулирована законом. Но опять же там тоже есть чем заняться. В городе Бирюсинске взорвался дом, два года глава просит оказать меры поддержки жителям, которые чудом выжили, потому что кто-то там лежал, а кто-то там стоял в дальней части комнаты. Два года глава ходит и просит откуда-то оказать меры социальной поддержки. Вот я настроена эту ситуацию решать как раз через регулирование ее законом, а сколько еще таких примеров? Спасибо.

Сергей Брилка: Роман Викторович, я, конечно, вам дам в третий раз выступить. Но думаю, коллеги, что запись вне очереди сегодня уже исчерпывает себя. Пожалуйста.

Роман Буянов: Поскольку вопрос был ко мне, я отвечу. Дело в том, что когда я говорил про губернаторскую елку и даже когда мы говорим про другие вещи, например, награду от имени губернатора, мы имеем в виду, что губернатор, обладает особым статусом высшего должностного лица субъекта РФ. Соответственно, отдельные мероприятия вытекают из этого статуса. Поэтому елка, награда, другие статусные вещи присущи, еще раз повторяю, статусу высшего должностного лица. Отсюда и механизм принятия этих решений — не законом, а указом губернатора. Вот это я имел в виду. Спасибо.

Сергей Брилка: У нас еще двое выступающих, я сейчас им предоставлю слово. Коллеги, не надо сегодня говорить о некой лукавости, с двух сторон это звучит. Не забывайте, когда мы принимаем закон о бюджете, все планы губернатора в полной мере учитываются в соответствующей статье "Финансирование аппарата губернатора и правительства Иркутской области". Зачем вы говорите про елку? Ежегодно эти расходы предусматриваются? Зачем вы говорите о чрезвычайных ситуациях, которые никакого отношения к закону не имеют? Есть резервный фонд правительства Иркутской области, который используется на всех ЧС. Более того, когда исчерпывается резервный фонд, принимаются быстрейшие действия для того, чтобы дополнить этот фонд и профинансировать решение всех проблем, которые возникают. Я думаю, что мы отклоняемся от сути системного подхода в формировании законодательства о социальной поддержке населения Иркутской области. Вы не обратили внимание на слова Натальи Игоревны. Они заключаются в следующем — мы дальше пойдем. Мы сегодня возьмем соглашения, которые заключаются с нашими вертикально-интегрированными компаниями, со всеми бизнес-структурами, и по этим соглашениям происходит финансирование неких даже не обязательств, а мероприятий. Мы их тоже превратим в системное прозрачное движение финансовых ресурсов. Я думаю, что это будет совершенно правильно. Мы точно будем знать, куда эти финансовые ресурсы планируется расходовать.

Валерий Лукин: Я коротко. Второй раз. Действительно, все мы понимаем, все финансовые обязательства, если они приняты постановлением по установлению дополнительных мер социальной поддержки, все они переходят в бюджет. Если депутаты Законодательного собрания считают, что правительство и губернатор превысили свои полномочий, включается механизм невключения этих расходов в бюджет Иркутской области. Другой вопрос — мы должны установить партнерские взаимоотношения. Я говорил о том, что необходимо в тот регламент деятельности правительства, когда принимается проект постановления. Должно быть обязательное заключение Законодательного собрания. Если его не будет, может быть, тогда не принимать данное постановление правительства. Что касается соглашений, я тоже согласен, лет 10 назад говорил об этом. Но, к сожалению, депутаты предыдущих созывов не поддерживали меня. Должно быть все прозрачно.

Наталья Дикусарова: Валерий Алексеевич, цитирую вам Бюджетный кодекс. Правда, не дословно. Не знаю, что произошло, вы обычно всегда нас поправляете в этом месте. "Принятые обязательства, установленные подзаконными актами, в том числе губернатора Иркутской области, они невозможны к невыполнению. Мы обязаны включить их в расходы бюджета Иркутской области, но при этом не принимая участия". И вы как уполномоченный по правам человека не принимаете участие в этих нормативных актов.

Сергей Брилка: Уважаемые коллеги, мы двигаемся дальше. Нельзя сегодня вольно диктовать здесь, что у нас с правительством нет партнерских отношений. У нас замечательные партнерские отношения, мы вместе работаем над законопроектом, рабочая группа отработала, пришла к выводу, что законопроект может приниматься в первом чтении, и двигаться дальше. Нельзя сегодня вольно толковать нашу совместную, плодотворную, активную работу в этом направлении как непартнерские отношения. Я прошу этого больше не заявлять.

Депутат регионального ЗакСа Анастасия Егорова: Независимо от того. Что нельзя или можно что-то трактовать, просто сегодняшняя ситуация говорит о том, что, к большому сожалению, законодательная и исполнительная власти заходят в тупик. Если мы по такому важному вопросу, как социальная поддержка людей, вопросу, который действительно важен для наших людей... Ведь вы посмотрите, выйдите сегодня из правительства и пройдитесь по деревням. Сегодняшний разговор напоминает — сытый голодному не товарищ. Когда те, кто здесь работает, депутаты, члены правительства на протяжении месяца или больше не могут договориться о том, все-таки каким образом принимать закон для того, чтобы люди наши не страдали, это уже напоминает больше политику. Если мы так дальше будем двигаться, ни к чему хорошему мы не подойдем, поэтому, Сергей Фатеевич, я вас как руководителя Законодательного собрания очень прошу, коль вы находитесь на соседних этажах, не доводить до сессии ЗС, не позориться перед людьми, а решать все это спокойно и выводить взвешенные решения на площадку парламента. Потому что пока это напоминает только голую политику, извините, конечно.

Депутат Заксобрания Геннадий Истомин: Уважаемые коллеги, работа над законопроектами должна быть четко отстроена. Не зря она прописана и в законах Иркутской области, и в регламенте Законодательного собрания. Я абсолютно согласен с выступлением Натальи Игоревны. На мой взгляд, это на сегодня наиболее весомое, значимое и зрелое выступление. Почему? Потому что мы действительно на протяжении длительного времени говорим о том, что на сегодняшний день мерами социальной поддержки у нас охвачено большое количество населения. Когда мы говорим, что 73% расходов бюджета — социально ориентированные расходы, в том числе, мы подразумеваем и меры социальной поддержки. Но, уважаемые коллеги, на протяжении многих лет мы говорим о том, что все меры социальной поддержки обязаны быть кодифицированы, должен быть наведен порядок, должна быть выстроена жесткая, четкая система оказания персонифицированных мер социальной поддержки. Этого не сделано до сих пор. Одни называют цифру в 1 млн, другие — 900 тысяч, третьи — 1,2 млн человек в Иркутской области, которые в той или иной мере охвачены мерами социальной поддержки. На сегодняшний день, действительно, мы начали путать многие понятия. Когда возникает ситуация, она у нас очень четко прописана в законе о резервном фонде. В этом законе расписаны случаи, когда правительство может принять решение об оказании мер помощи. Соответственно, с последующими проверками Контрольно-счетной палаты и иными органами по целевому использования средств из резервного фонда. Впрочем, как и всех финансовых ресурсов, которые заложены в бюджете. На сегодняшний день, на мой взгляд, установление различного рода выплат — социальных не важно, как можно их назвать, — распоряжениями и приказами министерств — это неправильно. Мы рассматриваем проект бюджета. В проекте бюджета на очередной финансовый год соответствующие министерства должны отработать все вопросы оказания мер социальной поддержки, заложить их в расходах и очень четко и ясно прописать. В европейских странах закон о бюджете в маленькой земле в Германии составляет 12 с лишним тысяч страниц. Все до цента расписано. Это правильно, это ни у кого не вызывает сомнения. У нас же многие привыкли работать, как на вокзале: прожили один день и ладно, проехали одну остановку и ладно. Вообще надо переходить на системную работу. И то, что сегодня предлагается законодательно закрепить систему установления социальных льгот, на мой взгляд, абсолютно верно.

Теперь по форме. Действительно, нам дальше нужно будет уже после внесения нормы изменения в Устав посмотреть, а какие вопросы законодательно мы можем закрепить за правительством, какие вопросы мы можем закрепить за губернатором как высшим должностным лицом, и который действительно должен иметь права и обязанности принятия каких-то решений. Но при этом с последующим внесением наших законов. Это правильно. Мы законодательно должны их установить. И на основании действующих законов и высшее должностное лицо, и правительство уже будут принимать меры поддержки, но это будет наше решение с последующим занесением всех доходов и расходов в бюджет Иркутской области.

То, что на сегодняшний день говорит Валерий Викторович по второй части, я с ним тоже на 100% согласен. Он сказал: "Мы должны навести порядок в предоставлении социальных льгот". Об этом и говорят авторы законопроекта.

В плане концепции. На сегодняшний день почему-то сейчас говорят о том, что, приняв этот закон, мы лишаем права правительство предоставлять льготы. Никто не лишает этого права. Мы сегодня говорим о систематизации льгот, о том, что Законодательное собрание устанавливает правила предоставления льгот законами Иркутской области. Это вполне нормальная позиция.

В итоге Законодательное собрание приняло закон в первом чтении. Предельный срок предоставления поправок установлен 30 апреля.

 
По теме
Парламентарии намерены продолжить всенародное сотрудничество с сотрудниками полиции Отчет о деятельности правоохранительных органов в 2023 году представил начальник ГУ МВД России по региону Дмитрий Ильичев на 9-й сесс
Необходимость реформирования фискальной системы РФ – вещь очевидная. Распределение налогового бремени должно быть СПРАВЕДЛИВЫМ: предприятия с большими доходами – должны платить больше.
Было отмечено активное взаимодействие с региональными парламентариями по решению проблем в территориях Сенатор Совета Федерации Сергей Брилка отчитался о своей работе за 2023 год на 9-й сессии Законодательного собрани
О преобразовании МУП « Столовая №7» в бюджетное учреждение «Комбинат питания города Усолье-сибирское» Этот вопрос члены постоянной депутатской комиссии по муниципальной собственности и имущественным отношениям обсудили 2
Народные избранники обсудили поддержку субъектов МСП, концепцию создания транспортно-логистических узлов и другое Сегодня, 26 марта, в думе Иркутска состоялись заседания двух постоянных комиссий.
Первая сессия Молодежного парламента состоялась в Иркутской области - ЛДПР Вера Прохорова, Антон Титоренко и Александр Русляков - трое представителей Иркутского регионального отделения ЛДПР - вошли в состав депутатов молодежного парламента при Законодательном собрании Иркутской области 27 ма
ЛДПР
Девочка с гитарой пропала в Иркутске - ИА Альтаир В Иркутске пропала 14-летняя Мария Гантимурова. 28 марта после 15.00 она вышла из здания на улице Безбокова в Свердловском округе, где  у неё были занятия, и ушла в неизвестном направлении.
ИА Альтаир
4278383.jpg - IrkutskMedia.Ru Прокуратура внесла главе муниципалитета представление Одно из муниципальных образований Бодайбинского района заключило с коммерческими организациями контракты на ряд работ и услуг.
IrkutskMedia.Ru
Вспышку гепатита А выявили в новосибирской школе №190 - Baikal24.Ru В Новосибирске в школе №190 в Академгородке выявили несколько случаев заболевания гепатитом А. Диагноз подтвердился у трех учеников, сообщает местное издание "Родные берега" со ссылкой на департамент образования.
Baikal24.Ru
Вирусная геморрагическая болезнь кроликов - Город Зима ВИРУСНАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КРОЛИКОВ    Вирусная геморрагическая болезнь кроликов (ВГБК, геморрагическая пневмония кроликов, некротиче-ский гепатит) – высоко заразная, инфекционная болезнь,
Город Зима
«Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
Администрация Шелеховского района
«Театральная весна» наступила в Доме детского творчества! Сегодня на городском фестивале «Театральная весна», посвящённом Международному Дню театра, собрались творческие коллективы школ и детских садов города,
Дом детского творчества