ИРНИТУ участвует в конкурсе Министерства науки и высшего образования РФ на предоставление государственной поддержки проектов по созданию и развитию инжиниринговых центров на базе вузов. Иркутский технический университет претендует на создание Инжинирингового центра « Авиамашиностроительные технологии ». Объем запрашиваемой субсидии составляет 121,5 млн рублей.
Авиационная техника (самолетостроение, вертолетостроение, авиационное двигателестроение, авиационные агрегаты и приборы) является одним из приоритетных направлений деятельности создаваемых в вузах инжиниринговых центров. Субсидия предоставляется на три года (2018-2020 годы). По условиям конкурса, при реализации проекта ИРНИТУ и ПАО «Корпорация «Иркут» должны совместно учредить отдельное юридическое лицо для коммерциализации передовых разработок, рыночной реализации наукоемкой продукции и услуг. Кроме того, должны быть обеспечены определенные показатели объемов инжиниринговых услуг, оказанных организациям реального сектора экономики.
Как сообщил заместитель директора Научно-исследовательского и проектного института «Авиамашиностроительные технологии» Александр Малащенко, Инжиниринговый центр призван решить ряд ключевых задач. Среди них создание эффективной системы оказания высокотехнологичных инжиниринговых услуг в интересах авиастроительных компаний, в том числе ПАО «Корпорация «Иркут», и других машиностроительных предприятий Иркутской области и России. Роль инжинирингового центра состоит в доведении лучших научно-технических разработок до рыночных продуктов, организации эффективной системы их вывода на рынок, создания новых производств и систем сервиса, формировании высокотехнологичных «стартапов».
«В рамках проекта мы планируем сформировать материально-техническую базу инжинирингового цента, организовать опытно-производственную площадку для проектирования и отработки перспективных образцов оборудования, средств технологического оснащения и технологических процессов, применяемых при производстве авиационной техники. Основными направлениями деятельности центра станут разработка передовых технологий и оборудования для предприятий авиамашиностроения, производство, диагностика и ремонт изделий из композиционных материалов, 3D-сканирование и реверс-инжиниринг, а также разработка управляющих программ для станков с ЧПУ. Реализация проекта позволит обеспечить доступ резидентов машиностроительного кластера к высокотехнологичному производственному и испытательному оборудованию», - отметил Александр Малащенко.
Все перспективные сотрудники ИЦ «Авиамашиностроительные технологии» имеют высшее техническое образование, опыт работы в научно-исследовательских и производственных предприятиях Иркутской области, а также дополнительное образование в области применения CAD/CAM/CAE-систем, испытаний и измерений машиностроительной продукции и материалов. К работам будут привлекаться специалисты высшей квалификации (доктора и кандидаты наук).
В настоящий момент у Инжинирингового центра уже сформирован портфель заказов для выхода на полную окупаемость текущих расходов в период до 2021 года. Якорными заказчиками продукции и услуг центра станут ПАО «Корпорация «Иркут», АО «Авиастар-СП» и ПАО «Туполев» . Перспективными заказчиками являются У лан-удэнский авиационный завод, ПАО «ВАСО, Тантк им. Бериева, КнААЗ им. Ю.А. Гагарина, Каз имени С. П. Горбунова и др.
Одним из основных направлений деятельности ИЦ «Авиамашиностроительные технологии» на начальном этапе станет тиражирование законченных разработок ИРНИТУ (технологий и оборудования) на авиамашиностроительные предприятия России, а также Индии, Китая и других стран. Пилотным проектом по данному направлению будет являться поставка комплекса оборудования (станков) для формообразования панелей и обшивок летательных аппаратов в интересах ПАО «Ил». Еще один проект касается изготовления, поставки и ввода в эксплуатацию разработанных в ИРНИТУ систем вибро-ударозащиты и диагностики мотор-шпинделей обрабатывающих центров в интересах ИАЗ – филиала ПАО «Корпорация «Иркут».
Направление по разработке и оптимизации управляющих программ для станков с программным управлением имеет высокую актуальность в связи с освоением серийного производства самолетов семейства МС-21 и стоящими перед ИАЗ задачами по снижению трудоемкости производства. Разработанная ИРНИТУ методика позволяет снизить машинное время обработки деталей в среднем на 30%. В настоящее время годовой объем договоров ИРНИТУ на оказание услуг по оптимизации режимов обработки и подбору режущего инструмента составляет более 5 млн рублей.
На базе ИЦ «Авиамашиностроительные технологии» будет организован отдел 3D-сканирования деталей и изделий. Сотрудники ИРНИТУ готовы выполнять комплексные НИОКТР по разработке и совершенствованию различных технологических процессов изготовления изделий авиастроения. Существенный опыт накоплен в области высокопроизводительной механической обработки, а также в изготовлении и диагностики изделий из композиционных материалов. В список техпроцессов входят формообразование крупногабаритных панелей и обшивок, правка маложестких деталей, финишная и отделочно-упрочняющая обработка, пневмотермическая формовка в режиме сверхпластичности, объемная штамповка, штамповка листовых деталей эластичной средой и др.
Александр Малащенко подчеркнул, что в настоящее время ИРНИТУ обладает необходимыми компетенциями и материально-технической базой для разработки нормативно-технической документации по следующим направлениям: формообразование, правка и упрочнение деталей каркаса и обшивки летательных аппаратов; исследование технологических остаточных напряжений и деформаций; технологические процессы заготовительно-штамповочного производства; высокоточная сборка и монтаж конструкций и сооружений.
Средства федеральной субсидии необходимы для создания и развития материально-технической базы Инжинирингового центра и обеспечения деятельности на начальном этапе . Планируется, что ИЦ «Авиамашиностроительные технологии» выйдет на окупаемость текущих операционных расходов в III квартале 2020 года.
Источник: ИрГТУ
11.07.2018 11:30