Новости города БезФормата.Ru
Иркутск
Главные новости
 
Задать вопрос?

"Титаны бизнеса" столкнулись интересами в аэропорту Иркутска

Условия полупрозрачности битвы помогают сохранить интригу Антон Ерошенко. Компания "Аэропорт Девелопмент", входящая в структуру холдинга "Базовый элемент" Олега Дерипаски, не потеряла интерес к развитию аэропорта Иркутска. Несмотря на имеющуюся формальную договоренность, без проведения конкурса между региональным правительством и компанией "Новапорт", входящей в группу "AEON" Романа Троценко, интересы крупного аэропортного бизнеса все же столкнутся за авиаузел столицы Приангарья. Как "Роснефть" связана с "Новопортом" и акционером воздушной гавани Иркутска, какие существуют особенности турбулентности совета директоров аэропорта – в материале ИА IrkutskMedia.

На ринге борются титаны


Титаны бизнеса. Фото: Орлов Сергей, PrimaMedia

В письме на сайте "Интерфакса" говорится о том, что компания "Аэропорт Девелопмент" готова инвестировать в действующий аэропорт Иркутска "на тех условиях, которые сформулирует собственник – Иркутская область", в том числе при условии сохранения акций аэропорта в региональной собственности". Отмечается, что условия сотрудничества будут не менее привлекательными для Приангарья, чем предложенные "Новапортом" в случае участия в конкурсе на право выступить в качестве инвестора и/или управляющего проектом развития аэропорта.

На заре возникновения темы передачи аэропорта из федерации в регион экс-губернатор региона Сергей Ерощенко, инициировавший этот переход собственности, заметил, что все авиапредприятия будут заинтересованы "зайти" в аэропорт Иркутска, в частности, топливно-заправочный комплекс будет обеспечен компанией "Роснефть" Игоря Сечина. Спустя два года, после передачи аэропорта в собственность Приангарья, нынешний губернатор Сергей Левченко заявил, что рассматривает компанию "Новапорт" Романа Троценко приоритетным инвестором развития аэропорта, минуя при этом конкурсные процедуры.

Неслучайность сделки и ее характер подтверждает тот факт, что Роман Троценко является советником президента НК "Роснефть" (следует из "Википедии" ), которая представлена в регионе крупным ее предприятием АНХК. Таким образом, столкновение бизнес-интересов крупнейших предпринимателей за международный авиаузел областного центра формирует новый конфликт между Троценко и Дерипаской. Как сообщали "Ведомости" , в 2007 году два титана сошлись в битве за столичный деревообрабатывающий комбинат №1. Тогда после схватки гендиректор Московского речного пароходства Роман Троценко получил все акции "Мосотделпрома", а Олег Дерипаска согласился на долю первого в комбинате.

В июле 2016 года РБК опубликовал статью, в которой шла речь о бизнес-интересах Романа Троценко и компании "Роснефть" относительно московского аэропорта Домодедово. Холдингу был нужен аэропортовый комплекс, а нефтяной компании – топливо-заправочная инфраструктура. Сделка намечалась в 2013 году (тогда терминал являлся крупнейшим в России), актив оценивался в 4,8 млрд долларов. Покупка сорвалась, когда представителям Троценко предложили перечислить залог в размере 100 млн долларов, но этого сделано не было.

Получить какие-либо комментарии от обеих компаний авиаинвесторов корр. агентства не удалось, впрочем как и ответ на вопрос об отсутствии конкурса и получении письма от "Авиапорт Девелопмент" в Корпорации развития Иркутской области. Непрозрачность ситуации с воздушной гаванью Иркутска стала объектом пристального внимания ОНФ. В частности предприниматель и представитель Народного фронта Илья Яковенко сообщил, что организация следит за развитием ситуации с аэропортом, и уже направил несколько писем в адрес правительства Приангарья, в том числе о сроках реализации соглашения по строительству, реконструкции и модернизации аэропортовой инфраструктуры. На его обращения ответов пока нет.

— Мы в правительство написали несколько писем по ситуации с аэропортом: что ими делается, что планируется делать и какая ситуация сложилась. Сейчас ждем от них ответ. Потом будем действовать дальше исходя из ответа. Возможно, письмами в правоохранительные органы. Потому что правительство и губернатор в первую очередь говорят, что будет без конкурса заключать соглашение с одним из подрядчиков, это неправильно: нарушается закон о конкуренции. Как минимум конкурсных процедур со стороны подрядчика мы будем добиваться, – сказал Илья Яковенко.

История вопроса и преемственность


Договоренность власти. Фото: Александр Ратников, РИА PrimaMedia

Летом прошлого года появилась информация о намерении правительства области развивать аэропорт Иркутска совместно с "Новапортом" Романа Троценко через Корпорацию развития Иркутской области на паритетных условиях (50/50). Планировалось, что регион и "Новапорт" создадут совместное предприятие, в уставный капитал которого войдут акции и доли 11-ти малых аэропортов Приангарья: Бодайбо, Братска, Ербогачена, Железногорска-Илимского, Жигалово, Казачинского, Качуга, Киренска, Мамы, Усть-Илимска и Усть-Кута.

С таким положением дел не был согласен "Базовый элемент" Олега Дерипаски, который имеет свой интерес к Международному аэропорту Иркутска, а также выражает озабоченность появившейся информацией о достижении договоренностей по развитию авиаузла между правительством Иркутской области и компанией "Новапорт" без проведения конкурса. Организация готова работать над проектом на условиях государственно-частного партнерства. Группа уже направила сообщение о готовности развивать аэропорты по форме, которую выберут регион и инвестор совместно. После этого сообщения шумиха вокруг иркутского аэропорта утихла, но ненадолго. В середине июля ФАС предупредила правительство Иркутской области о недопустимости передачи компании "Новапорт" права на реализацию проекта модернизации аэропорта без конкурса, чем подлила масла в огонь.

Непрозрачность ситуации участия инвесторов в развитии аэропорта не помешала соблюсти преемственность идеи развития всего авиаузла Приангарья. Будучи главой области, Сергей Ерощенко не раз отмечал проблему оторванности аэропортов региона и обслуживания инфраструктуры каждого. В конце мая 2013 года он заявил о необходимости объединить малые аэропорты Приангарья в единую маршрутную сеть, что должно было состояться после передачи иркутского аэропорта в собственность региона. Смена власти на многое заставила пересмотреть взгляды, но на удивление многих вопрос создания единого транспортного авиасообщения между аэропортами региона остался актуальным.

Сергей Ерощенко об авиации. Фото: ИА IrkutskMedia

Сергей Левченко об авиации. Фото: ИА IrkutskMedia

1 / 2

Согласие между бывшим и нынешним руководителями Приангарья существует и в контексте выбора потенциального инвестора грандиозной стройки. Как отмечалось ранее, Сергей Ерощенко предполагал, что обеспечением топливно-энергетической составляющей будущего развития авиаинфраструктуры области займется "Роснефть" через АНХК. В свою очередь, "Роснефть" связана с "Новапортом" через Романа Троценко, с компанией которого на создание авиаузла в Иркутске дало предварительное согласие правительство Сергея Левченко.

Интересным в этой связи является состав совета директоров АО "Международный аэропорт Иркутск", где в списке аффилированных лиц значится АО "ВСТК" – Восточно-Сибирская топливная компания, в которой более чем 20% голосующих акций распоряжается Иркутский аэропорт (согласно списку аффилированных лиц АО "Международный аэропорт Иркутск"). Стоит отметить, что одним из учредителей топливной компании является ОАО "АНХК". Информация об этом представлена в ЕГРЮЛ.


Восточно-сибирская топливная компания. Фото: ИА IrkutskMedia

Таким образом объясняется специфичность процедур конкурса, проводимого областным правительством для "Новапорта", и преемственности между бывшим губернатором-единороссом и нынешним главой-коммунистом.

Справка: "Членом совета директоров (наблюдательного совета) общества может быть только физическое лицо. Член совета директоров (наблюдательного совета) общества может не быть акционером общества" (ст. 66 п. 2 ФЗ от 26 декабря 1996 года №208 "Об акционерных обществах").

Иркутский аэропорт: ПАО или АО


Юридический ответ. Фото: Кузора Валерия, PrimaMedia

В ряде иркутских СМИ в июне прошлого года появилась информация о том, что на фоне возможной продажи аэропорта инвестору он станет публичным акционерным обществом, а его акции начнут вращаться на биржевом рынке. Позже Сергей Левченко заявил, что о продаже активов речи не идет, прорабатываются все возможные варианты реконструкции воздушной гавани.

Как пояснил руководитель компании "Чебунин консалтинг", юрист Алексей Чебунин , разница между публичным (ПАО) и непубличным акционерным обществом не только в том, что акции первого имеют право свободного обращения на рынке, но и в том, что держатель таких акций может передавать (продавать) их кому угодно без каких-либо ограничений, что отличает его от непубличного (АО).

— У акционеров непубличного общества есть обязательство предоставить право покупки акций лица держателям, входящим в состав акционеров или совета директоров. Кроме того, само общество в случае отказа покупки акций другими держателями имеет право приобрести их. Акции непубличного АО допускается продавать только установленному кругу лиц, – сообщил Алексей Чебунин.

Что касается перспектив аэропорта, то Иркутская область в лице министерства имущественных отношений, которое управляет всеми активами и долями общества, может часть акций передать инвестору или другому лицу, но это не превращает его в публичное, заметил юрист. Оно так и останется непубличным АО только не с одним, а с несколькими акционерами. Если же 100% акций останется у одного собственника, то инвестор не зайдет в проект. У него не будет экономической целесообразности.

Алексей Чебунин отметил, что теоретически можно преобразовать непубличное в публичное, но на это должны быть экономические потребности и экономические условия.

Сейчас же аэропорт Иркутска всецело принадлежит одному собственнику. "Единственным акционером Общества является субъект Российской Федерации – Иркутская область в лице министерства имущественных отношений Иркутской области", – следует из устава АО "Международный аэропорт Иркутск". Таким образом, отсутствие иных собственников активов лица, юридически не позволит стать иркутскому авиаузлу публичным акционерным обществом.

Авиационно-кадровая чехарда


Совет директоров. Фото: Александр Хитров, РИА PrimaMedia

С передачей областной воздушной гавани в собственность региона стала происходить ротация лиц в управлении аэропортом. Константин Былинин, занимавший пост генерального директора компании с июня 2007 года, после акционирования аэропорта в апреле 2015 года перешел в совет директоров аэропорта, уступив место Владимиру Никифорову. Последний до перехода в аэропорт являлся первым заместителем директора ЗАО "Авиакомпания "Ангара", организации тогдашнего губернатора Сергея Ерощенко. В совет были введены: Марина Тетерина – начальник отдела по управлению областными государственными унитарными предприятиями Минимущества области, первый замминистра жилищной политики, энергетики и транспорта Михаил Клинков, а также представитель Ростеха Сергей Васин.

Смена власти в большом "сером доме" обновила руководство аэропорта Иркутска. На место Никифорова в декабре 2015 года пришел Алексей Рандоревский, занимавший до этого пост замгендиректора аэропорта по строительству и инфраструктуре. В совет директоров попали первый замминистра финансов области Александр Каневский, а также Андрей Никитин и Александр Афраниди из министерства жилищной политики, энергетики и транспорта, Андрей Шишлов из Минфина региона. В числе новых персон появилась фигура Юрия Фалейчика – советника губернатора Приангарья Сергея Левченко, а в прошлом депутата ЗС Иркутской области.

В течении 2016 года состав совета обновлялся: в нем появлялись не только новые лица, но и вполне знакомые. Так, Марина Тетерина сохранила свое место в списке, а вместо Юрия Фалейчика, на тот момент ушедшего от Сергея Левченко и ставшего советником уже Дмитрия Бердникова, председателем стал коммунист Михаил Щапов – тогдашний депутат ЗС Иркутской области, один из учредителей ООО "АгроБайкал". С июня 2016 года в списке совета также значится все тот же Сергей Васин из "Ростеха".

В декабре того же года пост председателя и аэропорт покинул Михаил Щапов: он избрался депутатом в Госдуму РФ. Место главы совета занял его бизнес-партнер Александр Пасюк. Кроме того, недавнее назначение министром жилищной политики, энергетики и транспорта региона Артура Сулейменова, экс-министра транспорта при прежнем правительстве, свидетельствует об укреплении совета директоров людьми, которые позволят для Сергея Левченко создать необходимый каркас возможных дальнейших действий в отношении аэропорта Иркутска.

А между тем …

Два года длится эпопея с реконструкцией главной воздушной гавани Иркутской области. За это время сменился губернатор, три гендиректора аэропорта, десяток членов совета директоров, министры … По факту за все это время выполнена лишь реконструкция взлетно-посадочной полосы с 15 мая по 30 июня 2016 года. Отремонтирована центральная часть ВПП длиной в 900 метров и примыкающие участки у рулежных дорожек №2 и 6. Полупрозрачность в поиске инвестора на развитие инфраструктуры иркутского аэропорта оттягивает время, бросает тень на открытость конкурсных процедур и срывает ремонт авиаузла Приангарья. Тем временем пассажиры международного аэропорта Иркутска продолжают ждать красивые, обновленные, современные воздушные ворота с максимальным уровнем комфорта и сервиса. Это своеобразное лицо области, и его нельзя уронить!

Справка: ООО "Новапорт" создано в 2007 году. Компания входит в структуру холдинга AEОN Corporation Романа Троценко занимается реализацией проектов строительства и реконструкции объектов аэропортовой инфраструктуры. Она участвовала в создании аэропортов и обслуживает их в таких городах, как Новосибирск, Томск, Барнаул, Челябинск, Волгоград, Астрахань, Чита, Мурманск, Тюмень, Пермь. По результатам 2014 года совокупный пассажиропоток этих аэропортов составил 9,2 млн человек, грузопоток 50 тысяч тонн, маршрутная сеть связывает 134 города и 32 страны.

В июле прошлого года Роман Троценко приобрел акции калининградского авиаузла Храброво у одного из четырех конкурентов в аэропортовом бизнесе "Аэроинвеста", который не укладывался в сроки реставрации аэропорта. Кроме аэропорта Домодедово, компания "Новапорт" интересовалась покупкой крупнейшей воздушной гавани Северо-Кавказского федерального округа в Минеральных Водах, которую позже купила у все того же "Аэроинвеста", оставив последнего без аэропортов.

Аэротитаны в погоне за "воздушными портами" России

Аэропортовый бизнес – крупная ниша предоставления услуг по строительству и ремонту инфраструктуры воздушных авиаузлов в России поделена между тремя авиатитанами в данной сфере. Это "Аэропорты регионов", "Авиа Базэл" и "Новапорт".

В состав аэропортового бизнеса группы "Базовый элемент", подконтрольной Олегу Дерипаске, входят аэропорты в Сочи, Краснодаре, Анапе и Геленджике. 25 ноября 2016 года "Базэл", сингапурская Changi и Российский фонд прямых инвестиций объявили о покупке аэропорта Владивостока. Стороны будут владеть паритетными долями – по 33,3%. По данным компании, суммарный пассажиропоток в 2015 году составил 8,6 млн человек.

Аэропортовый холдинг "Новапорт" (50% принадлежит Aeon Corporation, еще 50% – казахскому инвестиционному холдингу Meridian Capital). 24 ноября 2016 года правительственная комиссия по иностранным инвестициям одобрила покупку компанией T.S.Trans Siberia (структура, аффилированная с "Новапортом") аэропорта в Перми. По информации компании, все аэропорты холдинга в 2015 году пропустили 10,5 млн человек.

В "Аэропорты регионов" Виктора Вексельберга входят аэропорты Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода и Ростова-на-Дону. Совокупный пассажиропоток, по данным компании, составил 9,5 млн человек в 2015 году. Холдинг также занимается строительством новых аэропортов в Ростове-на-Дону и Саратове.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ :

Аэропорт Иркутска будет развивать регион – помощник президента РФ Игорь Левитин

Реанимация аэропортов в Усть-Илимске и Бодайбо в Приангарье начнется уже в 2017 году

Развитие сети малых аэропортов в Иркутской области могут начать с Усть-Илимска

Пришли новости
8 983 468 74 74 Наш канал в Telegram
Муниципальное автотранспортное предприятие Братска может стать банкротом - Bratsk.OrgИск о признании МП «АТП» несостоятельным подала компания «Братский бензин».
29.05.2017 Bratsk.Org
Тайшетские пожарные помогают восстановить и обустроить погорельцам частные подворья в поселке Юрты - МЧС Иркутской областиСотрудники МЧС принимают активное участие в восстановительных работах в пострадавшем от пожара поселке Юрты Тайшетского района Иркутской области.
29.05.2017 МЧС Иркутской области
Группу «барсеточников» задержали  по горячим следам в Иркутске - Газета ОбластнаяАвтор: Юрий Юдин Фото: Пресс-служба ГУ МВД России по Иркутской области открыть галерею   1 of 4 В ходе проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий сотрудники уголовного розыска межмуниципального управления М
29.05.2017 Газета Областная
Ученые из Массачусетского общего госпиталя провели исследование и выяснили, что боевое искусство Тай Чи помогает избавиться от депрессии.
29.05.2017 38Rus.Com
Троицу нерасторопных «барсеточников» поймали за руку в Иркутске - Бабр.Ru24 мая сотрудники иркутской полиции поймали на улице Лермонтова троих воров-барсеточников.
29.05.2017 Бабр.Ru
В Арбитражный суд подали иск о признании банкротом муниципального автотранспортного предприятия - Наш БратскМуниципальное автотранспортное предприятие Братска может стать банкротом.
29.05.2017 Наш Братск
В Арбитражный суд подали иск о признании банкротом муниципального автотранспортного предприятия - ТК ГородИск о признании МП "АТП" несостоятельным  подала компания «Братский бензин».
29.05.2017 ТК Город
Преступник требовал деньги в обмен на неразглашение коммерческой тайны организации 36-летний мужчина получил 7 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года за вымогательство 5 млн рублей у руководства промыш
29.05.2017 IrkutskMedia.Ru
Социальные паспорта на всех пострадавших от пожаров должны быть готовы до 2 июня - Сибирские новостиИркутск. Сибирские новости - В Иркутской области социальные паспорта на всех пострадавших от пожаров должны быть готовы до 2 июня.
29.05.2017 Сибирские новости
Д. Мантуров: опыт в создании МС-21 позволит России выпускать самолеты будущего - Сибирские новостиМосква. Сибирские новости - Опыт, приобретенный благодаря проекту МС-21, позволит создавать самолеты будущего и укрепить позиции России, как одного из лидеров глобального авиационного рынка.
29.05.2017 Сибирские новости
Добровольные пожарные Усольского района на посту - Usolie.InfoИ снова благодаря слаженным действиям добровольцев из села Большая Елань Усольского района удалось предотвратить переход огня на соседние строения.
29.05.2017 Usolie.Info
За вымогательство 5 миллионов рублей иркутянин приговорен к 7 годам лишения свободы условно - Комсомольская правдаЗадержали преступника с поличным За вымогательство 5 миллионов рублей иркутянин приговорен к 7 годам лишения свободы условноФото: Роман ИГНАТЬЕВ В обмен на нераспространение документации,
29.05.2017 Комсомольская правда
Социальные паспорта погорельцам подготовят до 2 июня - Bratsk.OrgСоциальные паспорта на всех пострадавших от пожаров в Иркутской области должны быть готовы до 2 июня.
29.05.2017 Bratsk.Org
"Москвичи" снова в строю - Usolie.InfoНемецкий автоконцерн Volkswagen, владеющий правами на бренд «Москвич», решил возродить легендарную советскую марку автомобилей.
29.05.2017 Usolie.Info
Tele2 организовала «зону комфорта» для гостей фестиваля «Музыка моего города» - Бабр.RuВ Иркутске на площади ТРК «Модный квартал» 20 мая состоялся фестиваль «Музыка моего города».
29.05.2017 Бабр.Ru
В Саянске для остановки нетрезвого водителя, который грубо нарушил правила дорожного движения, тем самым подвергая опасности жизнь и здоровье граждан, инспекторы ГИБДД были вынуждены применить табельное оружие.
29.05.2017 ГУ МВД Иркутской области
В Братске произошло два  ДТП с участием несовершеннолетних - Газета ОбластнаяАвтор: Юрий Юдин Фото: Пресс-служба ГУ МВД России по Иркутской области   1 of 1 Сотрудники Межмуниципального Управления МВД России «Братское» выясняют причины двух аварий с участием подростков,
29.05.2017 Газета Областная
АНХК продолжает строительство комплекса сернокислотного алкилирования - IrkutskMedia.RuСпециалисты завершили монтаж основного крупнотоннажного оборудования АО "Ангарская нефтехимическая компания" в рамках реализации инвестиционной программы НК "Роснефть" по модернизации перерабатывающих мощностей завершила
29.05.2017 IrkutskMedia.Ru
Губернатор Сергей Левченко оценил ход строительства культурно-просветительского центра имени Святителя Иннокентия - Газета ОбластнаяАвтор: Юрий Юдин Фото: Пресс-служба губернатора и правительства Иркутской области   1 of 1 Ход работ на площадке, где ведется а, оценил Губернатор Иркутской области Сергей Левченко,
29.05.2017 Газета Областная