И это всё о нас…

В Иркутске завершился XIV международный фестиваль
«Человек и природа» имени В.Г.  Распутина

«У озера» — многие люди старшего поколения помнят фильм с этим названием классика советского кинематографа Сергея Герасимова, который он снимал здесь, на берегу Байкала, и в котором остро ставил вопрос-размышление об ответственности человека перед природой. Уже тогда, в 70-е годы прошлого века, думающие, неравнодушные люди понимали, насколько важно сохранение природных богатств, экологического баланса, разумного к ней отношения, иначе природа будет мстить и не уйти от экологических катастроф и трагедий.

— Бушевавшие этим летом пожары вокруг Байкала, — сказал на открытии фестиваля его президент, известный режиссер-документалист Сергей Мирошниченко, — поставили вопрос взаимодействия человека и природы с еще большей остротой. И именно здесь, на берегу Байкала, собрались кинематографисты со всего мира, чтобы обсудить эти вопросы с предельной честностью, на которую способен язык кино, и именно здесь, у великого озера, природа получила тяжелую рану. Наша проблема не где-то далеко и нас это не касается — она здесь, рядом с домом. И документальному кинематографу важно пробудить ответственность человека за его жизнь на родной земле.

Программа фестиваля была настолько насыщенной, яркой и разнообразной, а всего было показано 52 фильма, что трудно в одной газетной статье рассказать в подробностях обо всех представленных лентах. Хотя бы потому, что каждая работа заслуживала отдельного разговора и отдельной благодарности. На мой взгляд, все они были честны и перед собой, и перед зрителями, к чему  призывал в своем послании к форуму  еще один давний его друг, следящий за его успехами и развитием с самого первого фестиваля. Об этом говорилось и в письменном приветствии, которое прислал  Никита Михалков.

— У документального кино своя специфика, — отметил он, — оно обнажает перед зрителями истину. Здесь нет вымысла, фантазии, игры. Жизнь на экране такая, какая есть на самом деле. Байкальский фестиваль «Человек и природа» из года в год становится площадкой для откровенного разговора о проблемах экологии, о непростых взаимоотношениях человека и природы. Хочу пожелать быть откровенными и честными с собой и зрителями.

…И это послание соблюдено режиссерами кинолент в полной мере. И жюри, и зрителям было трудно сориентироваться в разнообразии представленных материалов и выбрать лучших.

В итоге Гран-при XIVмеждународного фестиваля «Человек и природа» получил фильм режиссера Никиты Сутырина «Котлован» за то, что он увидел, снял и честно рассказал правду о людях, которые и сами забыли о том, что они — люди. Годами, день за днем, они рвут динамитом и разрывают ковшами бульдозеров мерзлый грунт тундры, чтобы наполнить закрома Родины «черным золотом». Люди похожи на кротов, вечно живущих в темноте и в прямом, и в переносном смысле. Они живут и верят, что вот еще немного, они заработают больше денег, выработают северный стаж, а потом вырвутся отсюда, уедут на материк и заживут как нормальные люди. Вырываются немногие. Рутина засасывает, и в их жизни ничего не меняется. Котлован требует все новых и новых жертв. Они хоронят друзей при очередном завале в шахте, сочувствуют погибшим, пьют на поминках, опять рвутся уехать, но все остается по-старому…

В фильме поднимается и доводится до крайней точки тема трагедии людей, заставляя задуматься и решить, зачем же нам дана эта жизнь. На мой взгляд, молодой кинематографист с позиций нашего современника на своем языке задает себе и миру философские вопросы о смысле бытия, о любви, красоте чувств, сути жизни человеческой на земле, которыми были озабочены еще наши великие классики Достоевский, Толстой, Чехов, Горький…

Специальный приз за искренность и поэтику изображения получила лента режиссера Танумоя Босе из Индии «Человек и океан». Его главный герой — обаятельный Шаман Бхай Чарли. Он работает дежурным на маяке 15 дней подряд, смотрит на огни острова, расположенного напротив, думает о людях, живущих там, сидящих у телевизора или за обедом, о рыбаках, выходящих в океан, о женах, которые ждут. Каждый занят своей жизнью, своими делами. Бхай — мечтатель, проходит 15 дней, и другой человек сменяет его на посту, но мерцающие огни острова манят его. В фильме режиссер поднимает вопросы одиночества человека среди людей, проблему непонимания в собственной семье.

Фестиваль завершен, но еще  горит веселый огонь радости и состоявшихся  открытий. В этом году он  впервые проходил под именем Валентина Григорьевича Распутина и не случайно носит теперь имя нашего знаменитого земляка. Он боролся  за Байкал, доказывал губительность для великого озера последствий загрязнений от ЦБК, много писал об экологии, о безнравственной варварской вырубке сибирских лесов. Тема взаимоотношений человека и природы всегда была одной из главных в его творчестве. И этот замечательный фестиваль по своей направленности и тематике стал как бы продолжением его мыслей, что, губя природу, человек губит сам себя.

Приз «Лучший документальный фильм» получила Юлия Бывшева, выпускница 2013 года мастерской Сергея Мирошниченко во ВГИКе, уже зарекомендовавшая себя как тонко мыслящий, думающий режиссер. Уходящая натура, исчезновение первородного лица русской сибирской деревни, ее уклада, естественный уход людей, являющихся носителями той культуры, о которой теперь можно прочесть только в книгах, – вот тема ее нового фильма «Уходящие голоса».

Героиня ленты — известная в Сибири этнограф Галина Афанасьева-Медведева.  Не найти, наверное, человека, который бы знал уклад сибирской деревни лучше, чем она. Неутомимая собирательница фольклора, она подготовила 20-томный «Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири», о котором Валентин Распутин в свое время отозвался как о «богатырском труде». 

В рамках фестивальной программы замечательно придумали и провели «очень вкусное» мероприятие для участников фестиваля и СМИ, названное «Эко-завтраком».  Проводилось оно в кулинарной студии «Анетти», где под руководством умелого  шеф-повара участники фестиваля могли приготовить гречишные и пшеничные  блины с сагудаем из омуля, уху из ленка, блины с творожной сладкой начинкой.

Рецепты записывались или запоминались и откладывались в дальние уголки памяти, а тем временем  быстро вырастала  блинная горка, закипала уха и благоухал ароматный чай с чабрецом. Все это мы попробовали, что  вызвало восторг гостей, особенно зарубежных: Танумоя Босе из Индии, итальянцев Элизы Буччи и Николо Бого, американца Ноя Хуссина.

Во внеконкурсной программе впервые были показаны полнокупольные фильмы — научно-популярные ленты, созданные специально для показа в планетарии.

Большой интерес, симпатии  и специальный приз жюри за остроту экогуманитарной проблемы завоевал фильм «Женщины» Элизы Буччи и Николо Бого из Италии. Молодые кинематографисты  рассказали нам о судьбе двух женщин из Замбези, одного из беднейших и густонаселенных регионов Мозамбика, об их мыслях, чувствах. Каждый день их непростой жизни — борьба за выживаемость в условиях джунглей, где их не считают полноценными людьми, и их смерть там, где они живут, ни у кого не вызовет жалости или слезы.

В рамках киношколы были проведены творческие встречи кинематографистов — членов международного жюри фестиваля Светланы Музыченко и Николая Волкова — и мастер-класс  главного  режиссера телеканала 24_DOC  Алены Смирновой. Состоялся Первый Байкальский питчинг  (презентация) лучших кинопроектов Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края, а телеканал 24 DOC  — генеральный информационный партнер фестиваля — приготовил спецпоказ.  Иркутск стал первым городом России, который увидел документальный фильм «Пришествие» (Финляндия, Дания, 2015 г. Режиссер Майкл Мэдсен).

На фестивале царила замечательная атмосфера праздника, были продуманы буквально все большие и малые мелочи, которые всегда важны, все мероприятия, встречи, показы, и я не заметила в его ходе никаких сбоев. За прошедшие годы он приобрел  опыт, который всегда необходим, когда речь идет о подобного рода многолюдных форумах, куда съезжается  большая масса людей, и всех нужно обеспечить необходимым, «обогреть», накормить, создать творческие условия. И эти вопросы решались четко, быстро, в рабочем порядке.

Фестиваль завершен, но еще горит веселый огонь радости и состоявшихся открытий. В этом году он впервые проходил под именем Валентина Григорьевича Распутина и не случайно носит теперь имя нашего знаменитого земляка. Он боролся  за Байкал, доказывал губительность для великого озера последствий загрязнений от ЦБК, много писал об экологии, о безнравственной варварской вырубке сибирских лесов. Тема взаимоотношений человека и природы всегда была одной из главных в его творчестве. И этот замечательный фестиваль по своей направленности и тематике стал как бы продолжением его мыслей, что, губя природу, человек губит сам себя.

Негромкая интонация Валентина Григорьевича, но имеющая большую силу воздействия, убеждения, честности, вплеталась нитью и звучала в каждом показанном фильме. И можно с полным правом сказать, что фестиваль остался верен избранному пути, он развивается и взрослеет, как продолжает жить среди нас и наш великий классик.

Лора Тирон, «Байкальские вести»

 

 

 
По теме
Творческие коллективы школ и детских садов города, а также любители театрального искусства собрались в Доме детского творчества, что ярко и интересно отметить Международный день театра.
В 2024 году исполняется 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874-1947), выдающегося русского художника, ученого, общественного деятеля, писателя, путешественника.
«Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
Администрация Шелеховского района
Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
Городская ЦБС
Сибирская проза языком хореографии - Газета Шелеховский вестник На втором Всероссийском театральном фестивале им. Валентина Распутина, который прошёл в Иркутске с 15 по 21 марта, молодёжный ансамбль песни и танца «Алтай» из Барнаула показал постановку,
Газета Шелеховский вестник