«Художник интересен, когда он способен совершать открытия…»

1.jpg
2.jpg
3.jpg
4.jpg
5.jpg
6.jpg
7.jpg
Фото: baikvesti.ru

Эти слова, сказанные Виталием Смагиным о художниках в одном из интервью, в полной мере можно отнести к нему самому, потому что сам он был в постоянном поиске, эксперименте, движении.

26 января в галерее Виктора Бронштейна открылась выставка народного художника России Виталия Смагина «Легенды». Среди гостей — почитателей таланта Виталия Георгиевича было немало людей, широко известных в столице Прибайкалья. 

  — Я всегда говорил и не устаю повторять: для того, чтобы стать настоящим иркутянином, не обязательно родиться в Иркутске, нужно всего себя отдать своему городу, посвятить ему свое творчество, свою жизнь, — сказал, выступая перед собравшимися, мэр областного центра Дмитрий Бердников. — Виталий Георгиевич Смагин, родившись в Московской области, все свои силы отдал на процветание Иркутска.  Его нет с нами, он ушел чуть более года назад, но он остается жить. Доказательство тому — эта прекрасная выставка. И сегодня мы собрались здесь, чтобы отдать дань памяти этому замечательному художнику и гражданину. Желаю всем  гостям выставки, соприкоснувшись с творчеством   большого мастера, найти для себя  разгадку тех загадок, которые он оставил для нас своим творчеством.

Будучи у истоков авангардной живописи Иркутска, Виталий Смагин разработал свой собственный, ассоциативный язык мифотворчества. Он говорил, что «цвет — это язык общения, такой же, как слово, движение, музыка, а через цвет и ритмы можно доносить информацию на чувственном уровне». Вот и нынешняя, посмертная выставка мастера в большей степени воспринимается именно на чувственном, эмоционально-подсознательном, образно-метафорическом уровне. И если где-то повторяются сюжеты, мотивы, то интонация его работ уникальна. Она принадлежит только ему, как могут принадлежать индивидуально одному человеку походка, жесты, голос, поворот головы.

Долго стою у акварели «Предсказательница» из частного собрания  А.М.  Персова. Фигура женщины изображена как бы по диагонали, из верхнего правого в левый нижний угол картины. Женщина погружена в думы. Раскосые глаза за полуприкрытыми веками, маленький сжатый рот, условные руки, волосы... Какая-то сила неодолимо приковывает внимание к работе, не дает уйти. В акварели угадывается личная лирическая нота, что-то невозвратно уходящее, тонкое, завораживающее. Гармония колорита приглушенная и строится в основном на бежево-коричневых тонах. Женщина окутана флером тайны и похожа на увядающий, гаснущий цветок. Одухотворенность, задумчивость…  

На открытии выставки к ее гостям обратилась и заведующая  кафедрой геммологии ИрНИТУ, профессор Раиса Лобацкая, много лет дружившая с художником:

— Виталия Георгиевича нет, и он уже ничего не сможет сказать нам, разве только теми полотнами, которые висят в этом зале и которые говорят языком света и поэзии. У него в этом году был бы юбилей, ему исполнилось бы 80 лет, и я надеюсь, что его юбилейный год в Иркутске для художественной общественности пройдет под знаком Виталия Георгиевича Смагина. Я вспоминаю одну из последних его  персональных выставок, к которой он очень тщательно готовился и думал, как это лучше показать. Поэтому долго  продумывал пространство зала, размещение каждой работы.  Ему хотелось, чтобы каждый зритель остался с полотном наедине и «поговорил» с той или иной работой  на таком языке, который ему понятен и близок.  Я хочу вам прочесть стихи, которые посвятила его памяти.

Жизнь коротка… и за ее пределы

Шагаем — наступает этот час.

Застыли кисти в грусти онемелой.

Без точных рук, без быстрых, дерзких глаз.

Скорбят друзья, враги стоят в сторонке,

Осиротев внезапно в суете.

«Ушел гигант, спокойно и негромко,

да недруги остались, жаль, не те».

Глядят полотна, юность воскрешая.

Ушел творец беспечно, налегке,

А на стене от края и до края

трепещет свет в неистовом мазке.

Жизнь коротка… И поступью неслышной

  Путь не изведан за туманный брег.

Стихает звук шагов в музейных нишах,

но длится Память бесконечный век!

Подхожу к работе «Утро Прибайкалья». Дети на быках, на скорости, на какую способны эти могучие животные, устремлены   навстречу солнцу, к голубой реке, чтобы искупаться. Еще минута — и они с радостным криком разрежут водную гладь, и она превратится в мириады серебряных брызг, которые разлетятся дождем. Ветер гонит облака, гнет травы, солнце слепит глаза. На картине взбудораженные краски смешались в одном буйном танце юности, радости жизни, преодоления.

«Ольхонская легенда» . Языком ярких, контрастных красок и линий он рассказывает нам историю об отношениях между человеком, силами природы, птицей. Сакральная мифическая птица  белая полярная Сова в виде цветной радуги, раскинув крылья, старается укрыть и уберечь человека. Одна его левая часть темная и находится под знаком Луны, другая — светлая и освещена Солнцем. Какая стихия победит? Человек застыл в нерешительности, он думает закрыв глаза, а любопытные, круглые глаза Большой Совы внимательно следят за каждым его шагом и движением лица. 

А вот полотно «Сын Ольхона» , которым Виталий Георгиевич, на мой взгляд, доводит до нас мысль о единстве, о связи всего сущего на земле. Шаман бьет в бубен, призывая духов неба и земли, ворон выкрикивает заклинания, укрывая его от ветра огромными крылами. Справа и слева на полотне в вечном движении две стихии — Луна и Солнце как сгустки духовной энергии.

Сам Виталий Георгиевич не раз повторял, что мифы и предания раскрывают мир наших предков, что они чисты, где-то наивны, мудры и всегда наполнены добротой и любовью: «К мифу я обращаюсь не как к картине, иллюстрирующей устное повествование, — говорил он, — мне бы хотелось, чтобы мои работы через живопись, цвет, через живописную пластику передавали доброе начало в человеке».

Художник просто обязывает нас фантазировать и воображать, и чем ярче будет у нас проходить этот процесс, тем будет лучше. «Я люблю, когда работа повествует что-то зрителю не «в лоб», а содержит некую тайну, которую пытается разгадать сам художник, а зритель невольно попадает в плен этой тайны», — говорил мастер своим студентам.

Коренные черты сформировавшегося мировоззрения, мировосприятия еще в юности оставались для Виталия Георгиевича   постоянными величинами. Из них слагалось то, что называется «лицом художника». На мой взгляд, он был наделен повышенной остротой поэтического воображения. А еще добротой.  И эти качества невозможно воспитать, с ними рождаются. Очень хорошо об этом сказал основатель галереи Виктор Бронштейн:

— Вспоминая Виталия Георгиевича, не могу не сказать, что он был другом нашей галереи, как никто другой из художников, почетных граждан, мэтров Иркутска. Мы с ним бессчетное количество раз пили чай, обсуждая план, внешний и внутренний вид, фасад, планировку залов будущей галереи, когда ее еще не было. Поэтому душа Виталия Георгиевича живет в этих стенах, во всех тех выставках, которые мы проводим, во всей деятельности и направлении галереи. И сегодняшняя выставка приурочена к годовщине его светлой памяти.

Виталий Георгиевич был очень добрым человеком, никто его не видел в гневе, никто не слышал, чтобы он на кого-то повышал голос. Его тонкий, интеллигентный подход он сохранил на всю жизнь и преподал нам всем урок светлого, доброго отношения друг к другу. Я считаю, что сегодня, в такой вечер уместны очень хорошие стихи поэта Станислава Куняева, которые написаны на той же ноте, которой руководствовался в жизни Виталий Георгиевич:

Живем мы недолго — давайте любить

и радовать дружбой друг друга.

Нам незачем наши сердца холодить,

и так уж за окнами вьюга.

Давайте друг другу долги возвращать,

щадить беззащитную странность.

Давайте спокойно душою прощать

талантливость и бесталанность.

Ведь каждый когда-нибудь в небо глядел,

валялся в больничных палатах.

Что делать? Земля — наш прекрасный удел,

и нет среди нас виноватых.

На открытии выставки стало известно, что на одном из последних заседаний ученого совета иркутского «политеха» решено присвоить Институту изобразительных искусств ИрНИТУ имя народного художника России Виталия  Смагина.

Как все романтики и поэты, а именно таким он был в душе,  Виталий Георгиевич питал неприязнь ко всему однообразному, обыденно-повседневному, серому. Радость жизни ему всегда давал процесс поиска, эксперимента, претворение в жизнь ярких идей, проектов.  Всегда возле него были интересные люди. А уж если среди его многочисленных одаренных учеников кто-то подавал признаки большого таланта, неординарности, к которой он постоянно призывал, это было огромным счастьем, настоящей победой.

Ученики могут говорить о нем бесконечно, и всё в превосходной степени. Быть хорошим учителем и одновременно хорошим художником не у каждого получается, но в нем это счастливо соединялось, и тем радостнее, что он оставил после себя стольких великолепных последователей. В Иркутске их знают, и не только в Иркутске, но и далеко за его пределами, и они с гордостью называют себя смагинцами. Его уроки и понимание того, что есть творчество,  в чем суть   профессии, они понесут дальше, передавая своим ученикам. Наверное, в этом и есть преемственность традиции, которую Учитель закладывает в своего ученика, а тот передает далее, чтобы эта нить никогда не прервалась.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести»,
и пресс-службы галереи Виктора Бронштейна/

На фото:   Народный художник России Виталий Смагин;

«Утро Прибайкалья»;

«Сын Ольхона»;

«Вечер. Аршан»;

«Байкал. Красный вечер»;

«Стригали»;

Среди гостей (слева направо) — начальник городского
управления культуры Виталий Барышников,
основатель галереи Виктор Бронштейн,
мэр Иркутска Дмитрий Бердников и его супруга Майя

 

 

 

 
По теме
Герои остросюжетного сериала «Капкан для Золушки» – двое частных детективов.
Дворец искусств г. Братска, ж. р. Энергетик, ул. Наймушина, 26 10:30 – гала-концерт городского отборочного этапа областного фестиваля детского и юношеского творчества «Байкальская звезда» [6+]   ДК «Юность»,
Художники, фотографы, видеографы уже давно применяют тени в свою пользу. Но первооткрыватели тени как искусства – это, несомненно, театры теней.
Иркутский областной краеведческий музей имени Муравьева-Амурского с 30 марта приглашает иркутян и гостей города на новую выставку «Именины Ивана Степановича» в выставочный отдел «Музейная студия».
Вспышку гепатита А выявили в новосибирской школе №190 - Baikal24.Ru В Новосибирске в школе №190 в Академгородке выявили несколько случаев заболевания гепатитом А. Диагноз подтвердился у трех учеников, сообщает местное издание "Родные берега" со ссылкой на департамент образования.
Baikal24.Ru
Вирусная геморрагическая болезнь кроликов - Город Зима ВИРУСНАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КРОЛИКОВ    Вирусная геморрагическая болезнь кроликов (ВГБК, геморрагическая пневмония кроликов, некротиче-ский гепатит) – высоко заразная, инфекционная болезнь,
Город Зима
Открытие книги 16+ - ЦБС города Братска Дорогие читатели, в библиотеке №4 появились новые книги. Пора открыть для себя новые миры, пережить захватывающие приключения, разгадать тайны и погрузиться в увлекательные истории!
ЦБС города Братска