Холода не страшны

Автор: Елена Пшонко Фото: Евгении КАРАСОВОЙ   1 of 1

В этом году впервые за всю историю северного завоза в Иркутской области уже в июле была полностью завершена доставка твердого топлива по воде. В целом же на сегодняшний день отгружено более 93 тыс. тонн топливно-энергетических ресурсов – угля, мазута, сырой нефти, дизельного топлива, до места доставлено свыше 88 тыс. тонн, что составляет 80% от годовой потребности.

Рекордные поставки

Как рассказали в министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, в навигационный период текущего года доставка угля с ограниченными сроками завоза грузов осуществлялась в Бодайбинский и Мамско-Чуйский районы.

– Учитывая прошлогодний опыт, когда приходилось переплавлять топливо в режиме минимального уровня воды в реках Осетровско-Ленского бассейна, правительством Иркутской области было принято решение обеспечить завоз основного объема топлива до 1 июля, – отметил заместитель министра жилищной политики, энергетики и транспорта региона Александр Барнаков. – В итоге завоз угля в Бодайбинский район закончен 30 июня, а в Мамско-Чуйский район последние суда с твердым топливом доставлены 13 июля. Завершить отгрузку и доставку угля по воде в намеченные сроки раньше, чем в предыдущие годы, позволило заблаговременное планирование северного завоза нашим министерством и ресурсоснабжающими организациями северных районов. Немаловажную роль в этом сыграла слаженная работа структурных подразделений всех участников завоза, за что мы им очень благодарны.

Общий объем доставленного топлива с начала навигации составляет 73,5 тыс. тонн угля. По словам Александра Барнакова, логистика северного завоза зависит от близости или отдаленности железнодорожного сообщения, судоходных рек, зимних автодорог, а также видов топлива и климатических особенностей того или иного района. Например, в Катангский район доставка дизельного горючего для электроснабжения осуществляется преимущественно по зимним автодорогам с декабря по апрель. В Бодайбинский, Мамско-Чуйский и частично Киренский районы уголь поставляется по железной дороге и по воде. Доставка дизельного топлива в так называемые заморские территории в Братском районе и в Тофаларию (Нижнеудинский район) осуществляется в зимний период по автодорогам с прохождением части пути по льду Братского водохранилища и рек.

– Низкий уровень воды в реках Ленско-Осетровского бассейна, кстати, оказывает влияние и на работу железной дороги, прежде всего, опорной станции Лена ВСЖД, которая подает вагоны в крупнейший на востоке страны Осетровский речной порт, – продолжил замминистра. – Чем ниже уровень воды, тем меньшую массу грузов может взять судно. Следовательно, для перевозки грузов, находящихся в прибывших на станцию вагонах, потребуется больше судов. Меняется график подхода и подачи водного транспорта в порт, что может привести к увеличению сроков перевалки грузов в порту и скоплению вагонов на станции.

Тем не менее, по информации министерства жилищной политики, энергетики и транспорта, северный завоз нынче проходит в штатном режиме. С начала года отгружено более 93 тыс. тонн топливно-энергетических ресурсов (угля, мазута, сырой нефти, дизельного топлива), доставлено до места более 88 тыс. тонн, что составляет около 80% от годовой потребности и на 7,5% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Осталось довезти около 12 тыс. тонн угля и около 7 тыс. тонн нефтепродуктов. Поставка твердого топлива будет осуществляться с использованием железнодорожного и автомобильного видов транспорта через станцию Таксимо Восточно-Сибирской железной дороги, жидкого – преимущественно автотранспортом до места назначения.

Не без проблем

– Основные проблемы северного завоза связаны с финансовым состоянием ряда ресурсоснабжающих организаций, закупающих топливо, – говорит Александр Барнаков. – Отопительный период и финансовый год по времени не совпадают, а на средства, выделенные в текущем финансовом году, необходимо закупить топливо, которое будет использоваться и в первой половине следующего года, причем приобрести его в течение короткого периода навигации, либо действия зимника. Если ресурсоснабжающая организация заходит на рынок предоставления коммунальных услуг в середине или в конце финансового года, она получает всего за несколько месяцев выпадающие доходы, которые компенсируются из областного бюджета, но по итогам года. Чтобы решить эту проблему, нынче министерством внедрен механизм авансирования ресурсоснабжающих организаций с учетом выпадающих доходов, предусмотренных на следующий финансовый год.

Но нередко сбои происходят и в результате неграмотной работы компаний. Так, в этом году непростая ситуация складывается в Мамско-Чуйском районе и некоторых поселениях Бодайбинского района (Жуинское и Кропоткинское) из-за неэффективной тарифной политики ресурсоснабжающих организаций. В Киренске же меняется компания, которая будет отвечать за тепло этой зимой, но новый концессионер зайдет на эксплуатацию котельных уже после начала отопительного периода, что может создать трудности с приобретением топлива.

Замминистра также отмечает рост стоимости угля и нефтепродуктов. Так, цена на уголь с железнодорожным тарифом до станции Лена за год увеличилась в среднем на 24%, стоимость мазута в Киренском районе возросла на 20%, дизельного топлива в Катангском районе – на 5–7%. Кроме того, на 8–10% увеличилась стоимость водного фрахта и услуг перевалки и выгрузки. По словам Александра Барнакова, все перечисленные проблемы находятся на постоянном контроле в министерстве.

– Сама жизнь диктует нам необходимость частичного изменения схемы доставки топлива в северные районы Иркутской области наземным путем с применением железнодорожного и автомобильного видов транспорта через станцию Таксимо Восточно-Сибирской железной дороги, – прокомментировал замминистра. – Уголь для муниципальных учреждений Киренского района второй год подряд доставляется через станцию Киренга ВСЖД и далее автотранспортом до теплоисточников.

А вот поставка угля из Якутии, по мнению специалистов, в настоящий момент нерентабельна. Даже с учетом наиболее экономичного водного тарифа стоимость якутского угля для Бодайбо будет на 25% дороже топлива, завозимого в настоящее время. К тому же, как считает Александр Барнаков, некогда действительно лучший по качеству уголь шахты Джебарики-Хая ОАО «Холдинговая компания «Якутуголь», в настоящее время при переходе на новые участки вскрыши не имеет больше конкурентных преимуществ перед продукцией Черногорской или Касьяновской обогатительных фабрик, которые и поставляют топливо в северные районы Иркутской области.

Модернизация котельных

На протяжении нескольких последних лет министерство жилищной политики области проводит масштабную работу по сокращению потребления жидкого топлива муниципальными источниками, поскольку самыми оптимальными для севера остаются уголь и древесные отходы. В итоге, с 2001 года объем мазута, используемого котельными, уменьшился почти в 2,5 раза – со 142 тыс. до 61 тыс. тонн, количество теплоисточников снизилось на 360 (в том числе на жидком топливе – с 80 до 33, электрокотельных – с 293 до 190).

В рамках госпрограмм в 2015–2016 годах удалось провести модернизацию ряда теплоисточников в северных территориях. В Бодайбинском районе закрыты две угольные муниципальные котельные в поселке Перевоз с вводом нового теплоисточника. Общая экономия по углю ежегодно составит порядка 500 тонн или 5,5 млн рублей. Также выведена из эксплуатации котельная «Металлистов», работающая на нефти, что снизило потребление топлива на 2,4 тыс. тонн, или на 53,9 млн рублей. В 2018–2019 годах в рамках инвестиционной программы МУП «Тепловодоканал» планируется

завершить работы по выводу из эксплуатации еще одной мазутной котельной.

В 2015 году в Киренске за счет частных инвестиций на сумму 209,5 млн рублей построен и введен в эксплуатацию теплоисточник на древесных отходах (щепе), в результате чего была закрыта котельная на мазуте. Экономический эффект по топливной составляющей после срока окупаемости составит 3,2 тыс. тонн, или 63,4 млн рублей.

В Мамско-Чуйском районе в связи с упразднением населенных пунктов были закрыты три муниципальные угольные котельные. Экономия по топливу составила 6,8 тыс. тонн, или 44,5 млн рублей. Как заявили специалисты министерства жилищной политики, в Катангском районе перевод муниципальных теплоисточников, работающих на нефти, на иные виды топлива не целесообразен, так как непосредственно на территории муниципалитета есть месторождения нефти.

– Успешная реализация комплекса мероприятий позволила снизить потребление нефтепродуктов северными районами с 29,3 тыс. тонн в 2011 году до 14,5 тыс. тонн в 2017 году, или на 49% в натуральном выражении, что позволяет ежегодно экономить до 80 млн рублей, – подытожил Александр Барнаков.

 

Последние новости Иркутской области по теме:
Холода не страшны

- Иркутск
В этом году впервые за всю историю северного завоза в Иркутской области уже в июле была полностью завершена доставка твердого топлива по воде.
18:27 02.08.2017 КПРФ Иркутск
Холода не страшны - Иркутск
Автор: Елена Пшонко Фото: Евгении КАРАСОВОЙ   1 of 1 В этом году впервые за всю историю северного завоза в Иркутской области уже в июле была полностью завершена доставка твердого топлива по воде.
12:54 02.08.2017 Газета Областная
 
По теме
 
 
Сейчас идет выгрузка последних барж Весь уголь, планируемый к доставке на территории Иркутской области с ограниченными сроками завоза в период навигации, прибыл на место.
14.07.2017
 
Иркутская область , 14.07.17 (ИА «Телеинформ»), - В Иркутской области на места доставлен весь уголь в рамках северного завоза с ограниченными сроками навигации.
14.07.2017
0c3cc5589b3dccb9e9a142110e59a6ff-800x0 - Газета Областная Около месяца в Забайкальском крае нещадно лили дожди. Они стали причиной сильнейшего за всю историю метеонаблюдений паводка.
18.07.2018 Газета Областная
Пытки в полиции: как из невиновных выбивают признания, и роль, которую играет «палочная» система Марину Рузаеву били по голове и жгли электрошокером Чтобы зафиксировать полученные травмы,
18.07.2018 Газета Копейка
В качугской тайге нашли двух заблудившихся мужчин — сборщиков ягоды За семь часов сводная группа обследовала территорию площадью 2000 гектаров В поисках участвовало в общей сложности 50 человек — сотрудники Качугского
18.07.2018 Газета Копейка
В Иркутской галерее современного искусства Виктора Бронштейна 13 июля состоялось открытие выставки Даши Намдакова «Другое измерение».
18.07.2018 Иркутская торговая газета
В целях профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий в период с 18 по 20 июля в Иркутской области состоятся массовые проверки по выявлению в транспортном потоке водителей и пассажиров,
17.07.2018 ГУ МВД Иркутской области
MU7A0596_1 - Газета Областная Ремонтные работы на дорогах Иркутска, Ангарска и Шелехова в самом разгаре.
18.07.2018 Газета Областная
Триумфом представителей Европы завершился чемпионат мира по футболу, финальная часть которого впервые проходила в России Французы во второй раз стали чемпионами мира по футболу.
18.07.2018 Газета Копейка
Конкурентов у Александра Зубкова не было Андрей СИНЬКОВ @AndreySinkov Как и ожидалось, братчанин Александр Зубков переизбран на пост президента Федерации бобслея России.
17.07.2018 Комсомольская правда
Иркутский областной вынес приговор по уголовному делу в отношении ранее судимого 40-летнего жителя п. Солзан Слюдянского района и его 26-летнего брата.
18.07.2018 Прокуратура Иркутской области
Вопрос повышения уровня защиты населения от пожаров будет рассмотрен на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности в Боханском районе. ВИДЕОКОММЕНТАРИЙ - МЧС Иркутской области Видеокомментарий: начальник Главного управления МЧС России по Иркутской области генерал-майор внутренней службы Валентин Нелюбов Дознаватели и специалисты испытательной пожарной лаборатории предварительно установили п
18.07.2018 МЧС Иркутской области
Более ста сортов земляники и жимолости можно было увидеть на выставке клуба им.
18.07.2018 Газета Копейка
В настоящий рай для гурманов превратился Слюдянский район в минувшие выходные.
18.07.2018 Газета Областная
Ремонтные работы на дорогах Иркутска, Ангарска и Шелехова в самом разгаре.
18.07.2018 Газета Областная