Гигант сменил прописку

Фото: baikal-info.ru
Сотрудники компании «Востсибуголь» осуществили масштабный проект перемещения шагающего экскаватора с участка «Тагот» на участок «Головинский» 

Горная порода, по которой проходит экскаватор ЭШ 20/90, приобретает зеркальную гладкость. Дело в том, что на породу давит колоссальная тяжесть — 2 тысячи тонн, именно столько составляет вес ЭШ 20/90, шагающего гиганта. В прошлом году компания «Востсибуголь», входящая в состав EN+Group, приступила к реализации масштабного проекта — перемещению ЭШ 20/90 с одного участка филиала Черемховугля на другой. Огромную машину разобрали и перевезли по частям, работы заняли 11 месяцев, что стало своеобразным рекордом: в советское время подобные манипуляции занимали не менее двух лет. В конце августа шагающий экскаватор был введен в эксплуатацию и уже в первый месяц выдал отличные результаты, перевыполнив план вскрышных работ.

Позволит повысить объем добычи 

В 2014 году на участках Черемховского месторождения компания «Востсибуголь» начала работу по повышению эффективности работы.

— Мы провели хронометраж работы техники, вплоть до секунд, отследили все циклы, узнали, где у нас есть потери, — рассказывает Евгений Мастернак, генеральный директор ООО «Компания «Востсибуголь». — На двух черемховских участках у нас работали 6 экскаваторов, в результате проведения аналитической работы нам удалось сократить их количество до пяти; один экскаватор у нас высвободился, и мы решили переместить его на участок № 3 — «Головинский».

На решение дирекции Востсибугля повлияло и то обстоятельство, что Головинский участок является весьма перспективным, уголь на этом месторождении имеет высокие качественные характеристики — данный факт диктует необходимость увеличить объем добычи.

Перемещать было решено одну из наиболее надежных машин в линейке шагающих экскаваторов компании «Востсибуголь» — ЭШ 20/90. Название расшифровывается как «экскаватор шагающий», 20 — это объем ковша в кубических метрах, 90 — длина стрелы в метрах. Производительность машины составляет  400 тысяч кубических метров вскрыши (пустой породы) в месяц — это серьезные объемы, позволяющие существенно повысить производительность на участке. Благодаря появлению такой мощной машины объем добычи на Головинском участке будет повышен на 25% и составит не менее 250 тысяч тонн угля в год.

ЭШ 20/90 не добывает уголь, он занимается  экскавацией т.е. перевалкой горной породы на карьерах. Возраст машины порядка 21 года, нормативный срок службы таких экскаваторов — 23 года. Чтобы продлить срок службы и оптимизировать работу ЭШ 20/90, его, как и другие экскаваторы Востсибугля, модернизируют, он проходит плановые, капитальные ремонты.

Перемещение в рекордные сроки

Разобрать, переместить и собрать  экскаватор весом 2 тысячи тонн — это непростая работа. В разобранном виде ЭШ 20/90  занимает порядка 60 вагонов. Расстояние  между участком № 2 — «Тагот», где находился экскаватор, и участком № 3 — «Головинский», куда предстояло ему переехать, составляет 28 километров. Не такая уж большая дистанция, на преодоление которой у обычной машины уйдет минут 15—20, но для шагающего экскаватора путь такой длины — слишком долгое и сложное испытание.

Демонтировали и монтировали экскаватор сотрудники рудоремзавода — собственного подразделения Востсибугля. Объем финансирования на перемещение ЭШ составил 126 миллионов рублей.

— В ходе перемещения разобрали машину до винтика, — рассказывает Илья Кузнецов, главный инженер, технический директор рудоремонтного завода, — экскаватор не только разобрали, но и отремонтировали, провели модернизацию, усовершенствовали систему шагания, что позволило увеличить надежность машины.

В этом году Востсибуголь переместил 3 экскаватора, два из которых уступали по единичной мощности ЭШ 20/90. Перемещение этого гиганта стало самым длительным проектом, занявшим 11 месяцев. Интересно, что в советское время завод­изготовитель давал норму в 2 года на демонтаж и монтаж данного экскаватора.

— Уложились в 11 месяцев за счет круглосуточной работы, — говорит Илья Кузнецов, —  работали большим коллективом, пытались исключить простои, потери.  В разборке участвовали машинисты, сотрудники рудоремзавода, всего около 20 человек. Нам удалось организовать эффективное внутреннее взаимодействие.

В процессе демонтажа сотрудники рудоремзавода разобрали и собрали заново более 1,5 тысячи тонн различных узлов и механизмов, которые доставлялись на Головинское месторождение транспортом для перевозки крупногабаритных грузов. Для сборки экскаватора использовались три крана. Монтировали ЭШ 20/90 на сборочной площадке, рядом с участком «Головинский». Для покраски гиганта привлекли промышленных альпинистов. Около двух недель экскаватор преодолевал расстояние в 3 км от площадки до места работы. В процессе перемещения специалисты устраняли неполадки, тестировали, шлифовали машину.

Работает без перерывов и выходных

ЭШ 20/90  работает 24 часа в сутки, 365 дней в году. Машине дается единственное послабление — 1 января экскаватор не работает полдня. Главная задача работников разреза — чтобы экскаватор останавливался на минимальное время; счет идет на секунды, ведь это машина высокой производительности. 4 минуты у экскаватора уходит на то, чтобы переместить породу объемом больше одного вагона.

Машинист экскаватора Валерий Печаткин 15 лет работает на ЭШ и знает свою машину досконально: вместе с сотрудниками рудоремонтного завода  он  производил разборку и сборку экскаватора. Вместе с Валерием Печаткиным в смене находятся еще два человека:  первый помощник отвечает за электрическую часть, второй — за механическую.

Прежде чем ЭШ 20/90 приступает к работе, на месторождении бурят скважины до слоя угля, в которые закладывается взрывчатка. Породы на Головинском участке имеют четвертую и пятую категории крепости, они очень крепкие и без взрыва не берутся. Уголь залегает на глубине от 30 до 45 метров — это достаточно глубоко, поэтому, чтобы добыть одну тонну угля, нужно переэкскавировать 6 кубометров породы.

Как уже говорилось выше, «Головинский» — довольно перспективный участок, здесь находятся значительные запасы угля высокого качества, с низкой зольностью и высокой теплотворной способностью. 

— На Головинском месторождении будет создан эталонный участок, — говорит Евгений Мастернак, — здесь находятся запасы качественного угля. Это уголь внутреннего рынка, который предъявляет высокие требования к качеству топлива. Перемещение шагающего экскаватора — это крупный инвестиционный проект, который позволит добиться стратегических целей: снизить себестоимость добычи, увеличить объемы поставок и повысить конкурентоспособность предприятия.

Фото автора

  • Ксения Рютина
  • Иллюстрации:  ЭШ 20/90 – настоящий труженик, он работает без выходных и не останавливается даже ночью Валерий Печаткин управляет шагающим экскаватором в течение 15 лет и каждую свою машину знает досконально
     
    По теме
    Иркутская область , 18.06.18 (ИА «Телеинформ»), - Объем мобилизации платежей в консолидированный бюджет Иркутской области, за исключением акцизов на нефтепродукты, за четыре месяца 2018 года составил почти 45 млрд рублей,
    18.06.2018
     
    Усолье-Сибирское , 16.06.18 (ИА «Телеинформ»), - На месте строительства одного из крупнейших фармацевтических заводов России в Усолье-Сибирском 15 июня прошла торжественная церемония забивания первого колышка.
    16.06.2018
     
    Бизнес-приемная для представителей малого и среднего предпринимательства начнет работать в Иркутске на базе Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири - Сибирские новости Бизнес-приемная для представителей малого и среднего предпринимательства начнет работать в Иркутске на базе Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири.
    18.06.2018 Сибирские новости
    Заместитель председателя правительства Иркутской области Антон Логашов в режиме видеоконференции принял участие в совещании по вопросу ситуации с ценами на нефтепродукты,
    15.06.2018 Газета Областная
    Средняя заработная плата в учреждениях социальной сферы за период реализации указов Президента Российской Федерации (2012-2017 годы) выросла в 2,5 раза и составила за первый квартал 2018 года 32 436,3 руб.
    14.06.2018 Газета Областная
    На реке Китой в Усольском районе завершены поисково-спасательные работы. Накануне группа спасателей Пожарно-спасательной службы Иркутской области, обследовав реку ниже по течению,
    18.06.2018 Газета Время
    Успеть этим летом - Газета Время 16 июня Отдыхаем! 16-17 июня, с 12.00 – фестиваль тату, арт-завод «Доренберг» , Иркутск, ул.
    16.06.2018 Газета Время
    День 18 июня, понедельник - Наш Братск Цитаты дня: *Человек счастлив своим уменьем забывать. Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее.
    18.06.2018 Наш Братск
    Кому нужны ангарские музыканты Любители старого, доброго лирического рока накануне собрались в уютном помещении молодежного центра «Лифт», где прошел концерт под названием «ПроРок».
    17.06.2018 Газета Время
    Пилоты «Илима» признаны лучшими - Bratsk.Org Спортсмены филиала АО «Группа «Илим» в Братске стали призёрами открытых городских соревнований на Кубок ДОСААФ, посвященных Дню России.
    18.06.2018 Bratsk.Org
    НИА-Байкал Иркутская область, НИА-Байкал — Комитет по здравоохранению и социальной защите, заседание которого прошло 18 июня под председательством вице-спикера Законодательного Собрания Иркутской области Андрея Лабыгина,
    18.06.2018 38Rus.Com
    В Братске в ДТП погиб пожилой мужчина. Водитель «Тойота Калдина» двигался по трассе «Вилюй», на перекрестке с улицей Пихтовая при повороте налево не уступил дорогу встречному кроссоверу «БМВ X5».
    18.06.2018 Братская Студия Телевидения