Иркутск. Сибирские новости - В 2016 году большинство муниципалитетов Иркутской области испытывали значительные сложности в части исполнения своих расходных полномочий. Большая часть муниципальных образований занималась поиском средств для покрытия насущных ежедневных потребностей и ни о каком стратегическом планировании в бюджетной сфере не рассуждали.
Данную кризисную ситуацию значительно сгладил дополнительно выделенный межбюджетный трансферт (МБТ) из областного бюджета в декабре 2016 года в объеме 1,5 млрд руб. В целом объем финансовой помощи из областного бюджета в 2016 году превысил показатели 2015 года на 1,648 млрд руб. (на 33,5% больше) и составил 6,56 млрд руб. Об этом на сессии Законодательного Собрания 17 мая заявил мэр Черемхово, председатель Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Вадим Семенов. Он представил доклад о положении дел в сфере организации и осуществления местного самоуправления в регионе.
При этом В. Семенов отметил, что структура полученных МБТ свидетельствует об увеличении объема оказания строго целевой финансовой помощи, которая ни коим образом не улучшает финансовую самостоятельность муниципальных образований. Регион при распределении субсидий самостоятельно определяет, какую кредиторскую задолженность принимает при расчете субсидии, а какую нет.
«Считаем целесообразным отметить, что практика жизнедеятельности муниципальных образований показывает, чем выше зависимость от МБТ в структуре доходов муниципалитета, тем слабее (малоэффективнее) развитие экономики. Использование субсидий (не собственные доходы) для стимулирования экономики далеко не всегда является эффективным механизмом», - заявил В. Семенов.
Результаты проверок подтверждают, что использование субвенций и субсидий муниципальными образованиями не всегда эффективно. Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированности бюджета уже в течение шести лет остается неизменным независимо от величины доходов областного бюджета. В определенной мере, по словам В. Семенова, это обусловлено тем, что в расчет бюджетной обеспеченности для выравнивания доходной базы муниципалитетов не учитываются неналоговые доходы, которые в муниципальных образованиях значительно разнятся. Это приводит к тому, что после получения большей дотации бюджетная обеспеченность в расчете на жителя не только не выравнивается, но и увеличивается различие в ней.
Структура доходов муниципальных образований в 2016 году по сравнению с предыдущим значительных изменений не претерпели. Вместе с тем доля сельских поселений, имеющих налоговых и неналоговых доходов менее 20% в общей сумме доходов сократилась незначительно и по итогам 2016 года составляет более 25% (от всех сельских поселений). А с учетом полученной дотации, большинство из данных поселений имеет собственных доходов менее 50%. Все это свидетельствует об отсутствии у данных муниципальных образований какой-либо самостоятельности в финансово-бюджетной сфере в силу отсутствия собственной доходной базы. В то же время есть ряд муниципальных образований (городские округа, городские поселения и незначительное число муниципальных районов и сельских поселений), где удельный вес налоговых и неналоговых доходов превышает 70% от всех доходов.
«Все это дает основание заключить, что на сегодня нет механизма межбюджетных отношений, который бы ликвидировал неравенство между отдельными муниципальными образованиями, обусловленное особенностями их социально-экономического развития», - считает В. Семенов.
В настоящее время рабочая группа Ассоциации муниципальных образований Иркутской области готовит предложения для Общего Собрания членов Ассоциации. Так, предлагаются изменения в областное законодательство в части установления дополнительных (к уже установленным) нормативов отчислений от региональных налогов. В частности, прорабатывается целесообразность установления отчислений в размере 5% от НДФЛ (по всем муниципальным образованиям) и 20 - 30% от упрощенной системы налогообложения в муниципальные районы, городские округа, а также возможность отчислений в бюджеты поселений.
«Полагаем также необходимым законодательно закрепить норматив отчислений в фонд финансовой поддержки муниципальных образований (дотации на выравнивание, субсидии на сбалансированность) в процентном соотношении от доходов областного бюджета. Полагаем необходимым установить зависимость объема финансовой поддержки от доходов областного бюджета с возможностью корректировки объема фонда в течении финансового года», - добавил В. Семенов.
Финансовая помощь муниципалитетам из областного бюджета в 2016 году составила 6,56 млрд рублей
Источник: Сибирские новости
18.05.2017 11:12