Для начала Алексей Котов провел небольшой ликбез по укладке асфальта.
— Геосетка — это армирующий слой, который нужен для того, чтобы не появлялись "отраженные трещины". У нас ее неправильно укладывают и не всегда подбирают нужные сетки. По технологии, чтобы таких деформаций не было, нужно фрезировать: заделывать трещины битумом, а ямы — асфальтом. Затем уже на ровную и отфрезированную поверхность укладывается слой асфальта при хорошей проливке битумной эмульсией, чтобы слои между собой хорошо склеились. Если они не склеятся, то можно увидеть "динамический сдвиг" — асфальт собирается в кучу. Вроде бы сейчас все делается по технологии, но если где-то торчит геосетка, то ее необходимо убирать. В противном случае она попадет в новый слой и на дороге будут недоуплотнения. Сейчас сетку укладывают не по технологии: геосетку нужно раскатывать, прикреплять дюпелями и проливать битумной эмульсией, чтобы она хорошо склеилась, — прокомментировал Алексей Котов.
Гарантийное проклятьеЭксперт считает, что в Иркутске есть много участков дороги, которые нуждаются в ремонте больше, чем центральные улицы. Многие из этих объектов, к слову, все еще можно переделать в рамках гарантийного ремонта.
— Например, улица Баррикад. В 2012 году разыгрывался контракт, по которому эту дорогу делали. Спустя пять лет ее делают заново, не заставляя подрядчика исправлять свои ошибки. То же самое на Лермонтова — ремонтируют участки дороги, которые еще можно переделать по гарантии. Заставить подрядчика делать гарантийный ремонт можно. Например, поставить в черный список подрядчиков. Это "почетное звание" лишает их возможности участвовать в аукционах. Если это не компания-однодневка, то они переделают, — отметил эксперт.
Однако условия, которые администрация Иркутска ставит перед подрядчиками, не очень выгодны.
— Допустим, вам дают 1 рубль на проведение работ, которые стоят 1,3 рубля. Что вы начнете делать: привлекать свои собственные средства или экономить? Я думаю, что экономить. Таким образом, дорога, сделанная с экономией, разрушается за два года, а на устранение дефектов приходится тратить еще больше денег, — прокомментировал Алексей Котов.
Неуместный ремонт?Экс-начальник департамента дорожного строительства администрации Иркутска Михаил Малыхин заявил, что хорошее состояние асфальта вокруг сквера Кирова — лишь видимость.
— Что такое сквер Кирова? Это самый загруженный узел в Иркутске. Там сходится 98 маршрутов общественного транспорта и активно движутся личные автомобили. Это только кажется, что сквер Кирова не нуждается в ремонте. Круглый год дорожные рабочие оперативно заделывают там все дефекты. Там уже осенью не было верхнего слоя асфальта. Говорить о том, что это размазка асфальта — это дилетантский кухонный разговор, — сказал Михаил Малыхин.
По его мнению, не стоит подозревать подрядчиков в намеренно плохой укладке асфальта.
— Касательно подрядчиков и гарантийного ремонта, ошибок не делает тот, кто не работает. Ошибки есть в любой отрасли, только одни не видны, а другие — у всех на глазах. Именно так и происходит с дорогами. Ямочный ремонт — это устранение деформаций. Устранять можно по-разному — обрамить, залатать. Недостатки в том, что асфальт вокруг отремонтированной деформации остается прежним. Края его вокруг обрамки начинают разрушаться. Это тот самый недолговечный вид пресловутого ямочного ремонта. Эти локальные превентивные методы служат для устранения деформации, это не значит, что дорога после них не нуждается в ремонте. Мы живем в Сибири, где почти все машины ездят на шипах, которые оказывают на асфальт фрезерный эффект. В год автомобилисты снимают шипами примерно 1 см полотна. Говорить, что подрядчики специально делают брак, экономят или не стараются, неправильно. Они в этом не заинтересованы, потому что нужно будет переделывать, а это дороже, чем сделать все сразу. Бывают ошибки, это человеческий фактор, — подытожил Михаил Малыхин.
Напомним, ремонт дороги вокруг сквера имени Кирова начался в столице Приангарья. Всего здесь планируется заменить около 30 тысяч кв. метров дорожного полотна. Как отметил мэр Иркутска Дмитрий Бердников, комплексный ремонт этой территории не проводился 13 лет. Кроме замены асфальтового покрытия на этом участке предполагается создать условия для маломобильных групп: оборудовать пандусы с применением тактильной плитки. Также будут обустроены металлические пешеходные ограждения, установлены знаки. Работы будут вестись только в ночное время.