В ИРНИТУ 19 апреля прошел первый этап по отбору школьников в конвергентные классы . Претендентами стали более 50 семиклассников из иркутских школ.
На встрече ученикам предлагалось представить результаты своих научных исследований. Юные иркутяне презентовали проекты «Модель тепловой электростанции», «Оптические иллюзии», «Водоросль спирогира на Байкале: проблемы и пути решения», «Изобретение гальванического элемента», «Являются ли кометы мартовскими сугробами», «Измерение размеров клетки цветка методом рядов. С помощью явления диффузии» и многие другие.
Семиклассница школы №19 Светлана Слободчикова мечтает стать врачом. На конференции она выступила с докладом «Солнцезащитные очки как средство защиты от ультрафиолетового излучения» .
«Для исследования я выбрала разные солнцезащитные очки. Опыты проводились в теплую погоду. Сначала провела опрос среди одноклассников, которые совместно со мной испытали очки. Затем стекла прошли проверку в модульной системе PROLog.
В результате мои эксперименты показали, что в современных солнцезащитных очках линзы и из стекла и пластика одинаково хорошо защищают глаза от ультрафиолетового излучения. Поэтому можно смело покупать очки с пластиковыми стеклами, поскольку они дешевле и легче.
Кроме того, выяснилось, что линзы зеленого и синего цветов пропускают больше ультрафиолета. В связи с этим в меньшей степени способствуют защите и к приобретению не рекомендуются.
Я благодарю учителя физики Зою Владимировну Щекину за помощь, которую она мне оказала в ходе исследования», - отметила С. Слободчикова.
Никита Рачковский из школы №39 увлеченно изучает естественные науки и выступает за защиту окружающей среды. На суд жюри он представил работу на экологическую тему «От отходов до доходов» .«Утилизация мусора – одна из важнейших проблем современной цивилизации. Сначала я провел анкетирование. В опросе приняли участие 30 детей и 10 взрослых. Например, я спрашивал у респондентов, покупают ли они продукты в пластиковой упаковке, пробовали ли сделать из пластмассы полезные изделия. Анализируя ответы, я пришел к выводу, что необходимо вести разъяснительную работу среди населения по вопросам утилизации твердых бытовых отходов.
Я самостоятельно изучил литературу по различным способам переработки мусора. Взвесив все «за» и «против», сделал заключение, что самым экологичным методом является создание из вторсырья новых предметов обихода. Например, я сделал емкость с крышкой из пластикового ведра и веревки. Получилось не только экологично, но и экономично. Подобное изделие можно купить в интернет-магазине от 2500 рублей. Мои затраты на поделку составили 816 рублей», - пояснил семиклассник.
«Для семиклассников стремление и умение делать что-то новое, поделиться своими открытиями и не побояться выступить перед аудиторией – это огромный шаг вперед. Не все старшеклассники могут создать проект и показать его комиссии. Сегодня претенденты выступили достойно.
Проектная деятельность – одна из важнейших составляющих в образовательной программе конвергентных классов. На конкурсе ребята выступали с самостоятельно выбранными темами, а в дальнейшем им будут предлагаться актуальные идеи для проектов и исследований университета и наукоемких компаний и корпораций. Тем самым уже в школьном обучении будет заложена интеграция с будущими работодателями.
В ИРНИТУ для выпускников конвергентных классов планируется создать особую образовательную программу целенаправленной интенсивной подготовки студентов. Это позволит развивать особое мировоззрение, которое повысит их конкурентоспособность, поможет уверенно принимать технологические и управленческие решения», - сказал П. Великоруссов.
Второй этап отбора состоится в Иркутском «политехе» 11 мая в 10:00 . Юным исследователям предстоит ответить на вопросы научной викторины. Конкурс выявит, насколько школьники владеют образовательной программой седьмого класса.Отметим, что в сентябре 2018 года на базе строящейся школы №19 планируется открыть конвергентные классы ИРНИТУ . Профильные предметы будут вести преподаватели Иркутского «Политеха», которые помогут ученикам приобщиться к проектной и научной деятельности.
Конвергентное образование подразумевает углубленное изучение естественнонаучных дисциплин и иностранного языка, изобретательскую деятельность и выполнение лабораторных экспериментов с восьмого класса. В программу обучения входят лекции, мастер-классы с участием производственников, выездные занятия на крупнейших предприятиях. Этот проект успешно реализовали в Москве и Санкт-Петербурге. Одним из инициаторов внедрения конвергентного обучения в Иркутской области выступил Петр Великоруссов. Он также является ведущим специалистом управления молодежной политики и довузовской профориентации НИЦ «Курчатовский институт». Петр Великоруссов был организатором конвергентных классов в Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева Санкт-Петербургского государственного университета.
Людмила Портнова