Экспедиция «Хрустальная глубина»

Михаил Сукманов показывает на карте место, где чаще всего проваливаются машины. Это участок между Сармой и Хужиром.
Водолаз Александр Карташов не раз принимал участие в поднятии автомобилей со дна Байкала. Порой работы приходится вести на большой глубине, где человеку нельзя долго находиться из-за высокого давления. В этом случае водолазы сменяют друг друга.
Старинная помпа, которую использовали водолазы в XIX веке, теперь является наглядным пособием.
Фото: baikal-info.ru
Спасатели БПСО рассказывают о работе по подъему железных утопленников со дна Байкала

Осенью, когда на Байкале начинается бархатный сезон, вода перестает цвести и приобретает особую прозрачность, а ее температура достигает максимально высоких значений, спасатели Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России проводят экспедицию «Хрустальная глубина», очищая дно озера от автомобилей и затонувших объектов. За 15 лет существования отряда его сотрудники подняли 92 автомобиля, 18 лодок и катеров, 6 снегоходов, 2 мотоцикла, вертолет и самолет.

Живой лед

Осенью спасателям приходится сталкиваться с последствиями беспечности и неразумного поведения наших граждан. Ежегодно под лед Байкала проваливаются автомобили, в ледяной воде гибнут люди. Особенно много провалов случается в районе Малого моря — под лед уходят как рыбаки, так и туристы. Эти люди либо не дожидаются открытия официальной ледовой переправы, либо пытаются сократить маршрут, игнорируя безопасный путь и предупреждающие об опасности знаки. Люди выигрывают по времени, но не в безопасности. Им кажется, что ледяное поле Байкала стало прочным после морозов. Они не понимают, что гарантий тут нет никаких.

— Дело в том, что лед Байкала все время двигается, он живой, в результате чего постоянно образуются трещины, — говорит Михаил Сукманов, заместитель начальника БПСО по поисково-спасательной работе. — Спасатели нашего Сахюртинского подразделения постоянно выезжают на лед и ставят вешки возле промоин и трещин и знаки, предупреждающие об опасных местах и опасности выезда на лед, но эти знаки многие водители предпочитают не замечать.

Ситуация усугубляется еще и тем, что, как правило, ледовые путешественники выезжают на лед в нетрезвом состоянии. В момент, когда для принятия спасительного решения есть лишь несколько секунд, пьяный человек впадает в панику, не может сконцентрироваться. Но и у трезвого невелики шансы выбраться из ледяной воды.   

— Человек может покинуть машину, но он находится в воде, одежда намокает и тянет ко дну. Плюс в месте, где проваливается машина, тонкая кромка льда. Она обламывается, и человек не может выбраться на поверхность, — продолжает Михаил Сукманов. — К тому же люди порой игнорируют даже элементарные правила при движении по льду — не пристегиваться ремнями безопасности, ехать с опущенными стеклами и разблокированными дверями.

Байкал неохотно отдает автомобили

В этом году во время экспедиции «Хрустальная глубина» спасатели поднимали со дна машину «Тойота-Платц». Она ушла под воду Малого моря в апреле 2014 года. Два рыбака, водитель и пассажир «Платца», искали удачное место для рыбалки. В итоге оба утонули. Спасатели Сахюртинского подразделения достали тела с пятиметровой глубины при помощи специального снаряжения — кошек. В сентябре этого года в месте, где затонул автомобиль, обследовал дно глубоководный необитаемый телеуправляемый аппарат «Фалькон». С его помощью спасатели и разглядели «Платц».

После трехлетнего нахождения под водой автомобиль заржавел, его занесло песком и опутало китайскими капроновыми сетями.     

— После того как машина была обнаружена, погрузились водолазы, — рассказывает Михаил Сукманов. — Они осмотрели автомобиль и подцепили понтоны. «Тойота-Платц» лежала колесами вверх, и для начала ее требовалось перевернуть — тоже с помощью понтонов. Когда машина встала на грунт, ее на тросах вытянул на берег КамАЗ.

После подъема «Платца» сотрудники БПСО нашли родственников погибшего водителя и передали им автомобиль. После столь длительного нахождения под водой у автомобиля одна-единственная перспектива — утилизация.

По подсчетам спасателей, на сегодняшний день на дне Байкала в общей сложности покоятся 163 автомобиля. И это только те, о которых известно спасательной службе. Реальное число машин может быть значительно больше.  

Как уже говорилось выше, количество транспортных средств, которые подняли представили БПСО за все время существования отряда, перевалило за сотню. Далеко не всегда подъемы проходили гладко. Как отмечают спасатели, Байкал очень неохотно отдает то, что забрал.   

— В 2012 году на Малом море поднимали машину в районе мыса Кобылья Голова, — говорит Михаил Сукманов. —  Зацепили, подняли и потащили. И в этот момент резко поменялась погода. Только что были солнце и штиль — и вдруг подул сильный ветер. Катер начало сносить на камни, пришлось машину срочно отцеплять от троса и сбрасывать. Наутро погода наладилась, машину мы подняли.

Цепочку странных событий, которые происходят во время работы на Байкале, можно считать лишь совпадением, но есть в них определенные закономерности, от которых не так-то просто отмахнуться. Водолазы, которые погружаются на дно Байкала, сделали вывод: забирая что-то у священного озера, нужно что-то отдать взамен.

— Полтора года назад мы поднимали «Ниву» и ЗИЛ, — рассказывает Александр Карташов, спасатель 3-го класса Никольского поисково-спасательного  подразделения. — Погрузились водолазы, благополучно подсоединили понтоны и шланг с воздухом.  Воздух поступал из баллона в понтон. Все шло по плану.  Небо было совершенно ясным, солнце отражалось в зеркальной глади Байкала. В течение нескольких минут картина резко изменилась — ветер, качка. Наш сотрудник снимал процесс на небольшую камеру с ремнем. И вдруг прочный ремешок порвался, камера упала в воду. Спустя небольшой промежуток времени ветер стих, и мы благополучно транспортировали «Ниву» на берег.

За ЗИЛ спасателям тоже пришлось отдать своеобразную дань — Байкал долгое время не давал поднять грузовик.  

— Несколько дней бушевал шторм. Чтобы не терять времени, мы зашли в бухту, где было потише. Решили понырять, потренироваться, — продолжает Александр Карташов. — Один наш сотрудник потерял водолазные грузы — передавал их на поверхность и не удержал в руках.  Поднять грузы было невозможно — они скрылись в водорослях. На следующий день шторм закончился, Байкал отдал ЗИЛ.

Весьма волнительно выглядит встреча  с нерпой.

— Когда находишься под водой, поле зрения ограничено маской, — говорит Александр. — Видишь перед собой бесконечное синее пространство и вдруг замечаешь черную тень, которая движется волнообразно. Становится немного жутко и не совсем понятно, кто это. Поднимаешься на поверхность, обсуждаешь ситуацию с напарником, и  становится понятно, что это нерпа. Любопытно ей было, что люди делают под водой.

Находки со дна

В специальной комнате БПСО хранится масса любопытных вещей, которые спасатели поднимали со дна Байкала: пушечные ядра от дульно-зарядного орудия, три гранаты времен Первой мировой войны, бутылочки, произведенные на стекольном заводе, существовавшем  в районе Бурдугуза до революции и снабжавшем всю Аляску стеклянными изделиями.

В 2008 году спасатели проводили водолазные сборы в порту Байкал и при очередном погружении нашли водолазную помпу XIX века, предназначенную для работы с тяжелым снаряжением. Колеса помпы обычно доверяли крутить ответственным женщинам, за счет этого происходила постоянная подача воздуха внутрь костюма водолаза. Современные помпы мало чем отличаются от найденного в Байкале старинного образца, разве что  вместо женщин помпу приводит в действие электричество. Спасатели хотели восстановить и использовать находку, но у нее зависли клапаны. Теперь помпа служит наглядным пособием.

Фото Сергея Игнатенко

  • Ксения Рютина
  • Иллюстрации:  Михаил Сукманов показывает на карте место, где чаще всего проваливаются машины. Это участок между Сармой и Хужиром. Водолаз Александр Карташов не раз принимал участие в поднятии автомобилей со дна Байкала. Порой работы приходится вести на большой глубине, где человеку нельзя долго находиться из-за высокого давления. В этом случае водолазы сменяют друг друга. Старинная помпа, которую использовали водолазы в XIX веке, теперь является наглядным пособием.
     
    По теме
    Также проводится комплексная уборка заездных карманов, тротуаров и газонов Елена СИНИЦА Свыше 130 рабочих убирают улицы Иркутска Фото:
    В преддверии 30-летнего юбилея телерадиокомпании «Братск» в рубрике «Дорогая передача…» мы стараемся рассказать вам, как создаются проекты ТРК «Братск».
    Начался прием заявок на участие в месячнике санитарной очистки Иркутска - ИА ИркСиб С 1 апреля стартует традиционный месячник санитарной очистки Иркутска. Комитеты по управлению городскими округами приглашают предприятия, организации, объединения граждан и жителей принять участие в уборке прилегающих территорий.
    ИА ИркСиб
    Сотрудники различных ведомств на учебно-методическом семинаре обсуждают актуальные вопросы предстоящего пожароопасного сезона - МЧС Иркутской области В Иркутске проходит межведомственный учебно-методический семинар с участием дознавателей МЧС России, сотрудников следственных подразделений органов МВД России, Управления уголовного розыска, Следственного комитета,
    МЧС Иркутской области
    «Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
    Администрация Шелеховского района
    Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
    Городская ЦБС
    Фестивалю «Байкальская звезда» 25 лет - Министерство социального развития В городе Иркутске 21 марта 2024 года гала-концертом завершился отборочный тур ежегодного областного фестиваля детского и юношеского творчества для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
    Министерство социального развития