О роли ВПК в перевооружении армии, импортозамещении и переводе экономики России на высокотехнологичный путь развития

О роли ВПК в перевооружении армии, импортозамещении и переводе экономики России на высокотехнологичный путь развития
Фото: kprf-irk.ru
Современный мир поставил перед Россией в начале XXI века две важнейшие судьбоносные проблемы, без разрешения которых в ближайшие годы будут оставаться призрачными и ее дипломатические успехи во внешней политике, и ее будущее, как процветающей независимой Державы.



Первая проблема – это необходимость эффективного, по собственным правилам, опережающего противостояния открытой агрессивной политике капиталистического Запада во главе с США. Запада, который на протяжении столетий всеми доступными ему способами, не гнушаясь никакой подлостью, начиная от идеологической экспансии и финансово-экономического наперстничества и кончая открытой военной агрессией, пытался захватить наши огромные природные ресурсы, а теперь еще и переложить на наши плечи последствия мирового кризиса. Запада, который на протяжении тысячелетий пытается уничтожить нашу парадигму развития и наше интеллектуальное и нравственное превосходство.

Запад никогда не прекращал и не прекратит своей агрессивной политики, неважно, против Российской монархии, Советского Союза или Российской Федерации. У Запада просто нет иного выхода. Нет достаточных природных ресурсов для сохранения привычного за счет многовекового грабежа других народов комфортного уровня жизни. Нет механизмов, обеспечивающих высокий уровень жизни без грабежа других стран и народов.

Но главное, у капиталистического Запада нет будущего и впереди неизбежная гибель. Крах западной капиталистической модели развития и ее политико-идеологических идеалов. Крах рыночной социально-экономической модели, ее неэффективность, порождение ее принципами социально-экономических кризисов и негативов общественного поведения. Крах нравственный, двойные стандарты и лживость демократических «ценностей». И все это, теперь уже – не прогнозы и вымыслы философов, а наступившая в начале XXI века реальность.

Вторая проблема – это освобождение от, не только не эффективной, но разрушительно-тупиковой модели социально-экономического развития. Модели, которая обеспечивала внешним «партнерам»-грабителям и пятой колонне гайдаров-чубайсов-березовских-кудриных на протяжении более четверти века успешное разрушение научно-промышленного потенциала России, разворовывание ее природных ресурсов и высокотехнологичных достижений. Модели, которая позволяла безнаказанно грабить подавляющее большинство коренного населения России и обеспечивать оглупление ее грядущих поколений. Модели, которая вляпала Россию в мировой финансово-экономический кризис, привела к двум дефолтам и катастрофическому падению курса национальной валюты, к постоянному росту потребительских цен, посадила ее экономику на нефтяную иглу…

Есть кардинальное, базирующееся на менталитете коренных народов России и имеющее исторический опыт решение обоих этих проблем: переход на социалистический путь развития и плановую экономику. Но ситуация в России пока для этого не созрела, российское общество разобщено и к этому пока не готово, а сегодняшняя власть России этого не хочет, да и на это просто не способна.

Поэтому решение этих обоих, жизненно важных и жизненно необходимых, проблем должно начинаться с некоторого разумного, но предельно целенаправленного и жестко контролируемого, минимума.

С перевооружения российской армии, с освобождения от продовольственной и товарной зависимости от импорта, с отказа от либерального монетаризма и с перехода с сырьевого на высокотехнологичный инвестиционный путь развития реального сектора экономики. Именно реального, т.е. промышленно-сельскохозяйственного сектора экономики, а не полной высокотехнологичной инвестиционной ее модели. Преобразование реального сектора экономики – это тактическая задача на ближайшее время, преобразование социально-экономической модели – стратегическая задача на будущее.

В последние годы обо всем этом только и говорят чиновники медведевского правительства. Обо всем, кроме стратегической перспективы. Попытки выдавать за стратегию трехлетние планы предполагаемых бюджетных балансов представляют собой примитивный пиар для не способных думать обывателей. Попытки не первые, все они с треском проваливались и не проваливаться не могли.

При их составлении не учитываются имеющиеся ресурсы, Не только материальные и производственные, но и финансовые (курс национальной валюты определяется не российским правительством). Они строятся без опоры на эффективные механизмы достижения поставленных целей. При их составлении даже не рассматривается реальный сектор экономики. Они не учитывают (и при рыночной экономике не могут учитывать) неконтролируемый российской властью, но определяющий национальную экономику внешний фактор. И главное, они составлялись и составляются не профессионалами, а двоечниками.

Тем не менее, правительство Медведева продолжает об этом говорить, но не только ничего не делает, а все делает с точностью до наоборот. Упрямо продолжается ущербный социально-экономический курс, направленный на сохранение экономической зависимости от наших «партнеров»-грабителей, на вывоз за границу всех видов национальных ресурсов, на обогащение олигархов и чиновников и на грабеж остального населения, на удушение реального сектора экономики.

Чего стоит, например, поручение разработки «стратегии» развития России Кудрину, который, будучи в правительстве, только и занимался угроблением реального сектора экономики и перекачкой на Запад финансовых ресурсов России. Все это он открыто выболтал, находясь с визитом в США.

Глубинные причины, а это неизбежная агрессивность капитализма, как социально-экономической формации и несовместимость западной и российских парадигм развития, на государственном уровне даже не обсуждаются. Отсюда совершается грубейшая политическая ошибка. Предполагается, что проблему не только можно решить тактическим перевооружением армии, болтовней о высокотехнологичном инвестиционном пути развития и импортозамещении, но и решить ее раз и навсегда. А проблема-то при существующей социально-экономической формации – вечна.

Сама проблема перевооружения армии на уровне государственной политики признается и обсуждается. Но, опять же, только на тактическом уровне, т.е. как проблема, возникшая по вине тех или иных амбициозных политиков, в крайнем случае, сегодняшней «нехорошей» агрессивной политики Америки. Отсюда вытекает основная задача российской армии: защита территории государства от возможной агрессии НАТО и терроризма и эффективное участие в уже развязанных военных конфликтах. Это определяет и контуры перевооружения армии: оснащение ее эффективным тактическим оружием.

Безусловно, и то и другое важно и необходимо. Но войска НАТО, не смотря на уже сегодня достаточно наглядную эффективность Российской армии после изгнания из нее проворовавшихся мебельщиков, продолжают настойчиво приближаться к нашим границам, а США только усиливают провокации. И будут приближаться, будут усиливать провокации. До тех пор, пока мы не вспомним высказывания и не последуем действиям на этот счет Иосифа Виссарионовича Сталина:

«Трагичность ситуации состоит в том, что когда надо сохранить мир, то нужно делать такие же вещи, как у противника. Только взаимное устрашение поможет нам сохранить мир».

Не успела кончиться Вторая мировая война, как Запад начал разрабатывать и принимать конкретные планы уничтожения Советского Союза с помощью глобальной атомной бомбардировки. И только стратегическое предвидение Иосифа Виссарионовича Сталина и колоссальный повседневный труд Лаврентия Павловича Берии по созданию советских атомной и водородной бомб, по созданию средств их доставки, не в Сирию, а непосредственно на территорию США, позволил нам избежать этой запланированной Западом участи. США, а это главный дирижер агрессивного Запада, никогда не воевали на своей территории, никогда не защищали ее. И только угроза непосредственно самим Соединенным Штатам способна остановить их агрессию против России.

Поэтому, проводя в 2017 – 2021 годах тактическое перевооружение российской армии, надо уже сегодня, в 2016 году заняться разработками стратегического оружия сдерживания агрессивных устремлений Запада. Заняться разработкой оружия, приводящего в ужас и шизоидного американского обывателя, и ястребов Пентагона, и финансовую элиту Запада, наживающуюся на производстве средств разрушения и уничтожения людей. «Тополя» и крылатые ракеты на это не способны. По крайней мере, нужна новая «Сатана».

В последнее время Президент РФ В.Путин и вице-премьер правительства по оборонным отраслям Д.Рогозин посетили ряд оборонных предприятий и озвучили первую проблему – стратегию перевооружения армии и роль в этом предприятий ВПК.

В областной воронежской газете «Коммуна» за 13 сентября 2016 года помещен репортаж о посещении вице-премьером Дмитрием Рогозиным Воронежского авиастроительного объединения. В репортаже приводится ряд пассажей Рогозина перед работниками предприятия. Начнем с первых двух:

«Напомню, что советский опыт конверсии оказался пшиком. Высокотехнологичные предприятия делали кастрюли, утюги. Это была дискредитация идеи не только технологическая, но еще и моральный удар по нашим предприятиям. Сейчас такого быть не должно».

«Следующей задачей станет удержание уровня перевооружения, такого мощного финансирования в рамках оборонного госзаказа уже не будет».

Неделей раньше первый из этих посылов один к одному прозвучал и из уст Президента РФ В.Путина при посещении им и Рогозиным одного из тульских оборонных предприятий. Второй в интерпретации Президента звучал в Туле более жестко и откровенно. Суть его сводилась к тому, что предприятия ВПК после выполнения запланированного перевооружения армии, т.е. начиная с 2021 года, ждет глубокая конверсия, и они должны заранее постелить себе соломку: заранее, уже сегодня, освоить полномасштабную перезагрузку гражданской продукцией.

Президент у вице-премьера или вице-премьер у Президента «позаимствовали» эти посылы не суть важно. Но раз они пошли по управленческой цепочке, значит, эти посылы отражают официальную стратегию руководства РФ на перевооружение армии и на использование потенциала ВПК на длительную перспективу.

Проблема наиважнейшая, определяющая стратегию развития, по крайней мере, на ближайшее десятилетие, важнейшего для экономики страны реального сектора экономики. При этом, сектора высоких технологий, призванного и единственно способного обеспечить и перевооружение армии, и импортозамещение, и перевод всей экономики на высокотехнологичный инновационный путь развития. Выработка стратегии и механизмов реализации этой проблемы требует высочайшей профессиональной квалификации.

У Президента и без этой проблемы забот хватает, поэтому его перед объявлением названной стратегии должны были «вооружить» квалифицированные помощники, консультанты и эксперты, т.е. прежде всего вице-премьер по оборонным отраслям промышленности и его службы. Увы!

Высказывания и Президента, и вице-премьера о производстве в 80-е годы прошлого века на предприятиях ВПК кастрюль и утюгов, совершенно не соответствует действительности. Они повторяют всего лишь один из мифов, запущенных в 90-е годы демократами-разрушителями Военно-промышленного комплекса страны.

Пришедшая к власти преступная демократическая горбачевщина, пытаясь разрушить военно-промышленный потенциал страны, не без провокационной подсказки со стороны США, объявила конверсию. Госзаказ на производство не только оборонной, но и в целом высокотехнологичной продукции был заменен на необеспеченную ресурсами директиву перейти на производство конкретной гражданской продукции, в том числе, и на производство кастрюль, утюгов и сковородок.

По научно обоснованному мнению американских ученых Лос-Анжелесского университета ежегодное конверсионное сокращение оборонного госзаказа, во-первых, не должно превышать 5 процентов, во-вторых – должно быть в полном объеме компенсировано незавершенное производство и инвестирована подготовка его под новую гражданскую продукцию. При нарушении этих норм предприятие в течении 2-х лет, по их убеждению, должно прекратить свое существование.

В СССР госзаказ оборонным предприятиям был отменен единовременно не на 5, а на 60–95%. При этом никакой компенсации и инвестирования на переоснащение производства под выпуск гражданской продукции не проводилось. Тем не менее.

Воронежский механический завод. В 1985 году 72% производственных мощностей использовались для производства профильной оборонной продукции – жидкостно-ракетных двигателей для стратегических ракетоносителей и космических исследований. Остальные мощности использовались для производства авиационных моторов и гражданской продукции. Все это по 100 процентному госзаказу.

В 1987 году госзаказ сохранился только на производство ЖРД и всего лишь на 15% заводских мощностей. Одновременно поступила директива на массовое производство тестоделительных машин. И все это, естественно, без каких бы то ни было компенсаций и инвестиций на новое производство.

Импортная документация на тестоделительную машину датировалась аж 1958 годом. Не говоря о низкой эффективности изделия ввиду его дремучей древности, литье и механообработка ее узлов базировались на примитивной технологии 30-х годов (чем не «кастрюля»?). По американским канонам завод должен был рухнуть. Но советское предприятие выстояло, сохранило численность и в течение двух лет восстановило загрузку производственных мощностей.

К середине 1988 года ВМЗ исключительно по собственной инициативе освоил устьевое оборудование для нефтегазовой промышленности, которое по всем своим характеристикам существенно превосходило лучшие зарубежные аналоги. По гарантийным срокам эксплуатации – 15 лет вместо 10 (работает уже 25 лет). Лучшее зарубежное японское, американское и французское устьевое оборудование выходило из строя при добыче нефти с большим содержанием серы и при работе в условиях Севера, наше – ни по содержанию серы в нефти, ни по минусовой температуре вообще ограничений не имело.

Узким местом зарубежного устьевого оборудования была герметичность конструкций и уплотнений, наше – за более четверти века рекламаций по этим параметрам не имело.

Всего на конверсируемых предприятиях космической отрасли в течение 1988–1990 годов для топливно-энергетического комплекса было освоено 1420 видов оборудования. Треть его превосходила по своим эксплуатационным характеристикам зарубежные аналоги, остальное им не уступало. Кстати, на закупку за рубежом оборудования, обеспечивающего добычу, транспортировку и переработку нефти, тратилось в те годы около 40% средств от ее экспорта. Думаю, и сейчас, после развала оборонки, не меньшие средства в валюте идут на импорт оборудования для нефтянки.

ВМЗ совместно с Конструкторским бюро Химавтоматики спроектировал и освоил в серийном производстве полную линейку мясоперерабатывающего оборудования, по ряду важнейших параметров превосходящего лучшие зарубежные аналоги. Так основной элемент вакуумного куттера – блок ножей в зарубежных аналогах при двухсменной работе требовал ежедневной переточки и полностью «срабатывался» в течение месяца. Наш блок при трехсменной работе требовал переточки не чаще раза в неделю, а его оригинальная конструкция не требовала замены ножей в течение года.

Законодатель моды этой отрасли австрийская фирма Де-Лонге не смогла создать куттеры со скоростью вращения ножей свыше 3 тысяч оборотов в минуту (важнейший показатель для качества мясной продукции). Ножи наших куттеров вращались со скоростью 5 тысяч оборотов в минуту. Несколько сотен куттеров производства ВМЗ до сих пор безотказно работают на мясокомбинатах Белоруссии.

На базе авиаракетных технологий была создана конструкция невакуумного куттера, обеспечивающая качество мясной продукции, не уступающее продукции вакуумных куттеров. А это более чем в два раза повышало производительность агрегата и вдвое снижало расход электроэнергии.

ВМЗ традиционно производил для медицины дыхательные аппараты и не имевшие зарубежных аналогов безигольные инъекторы, которые, в том числе, эффективно использовались в армии и животноводстве.

На ВМЗ совместно с воронежскими медиками был разработан струйно-игольный инъектор, который получил в 1988 году на Всемирной выставке медицинской техники в Гаване золотую медаль.

ВМЗ освоил производство барокамер, рекомендованных Минздравом, а за тем их модернизировал, обеспечив кроме лечения при повышенном давлении еще и лечение в вакууме (эффективно при сильных ожогах) и ремонтопригодность без возврата на завод-изготовитель. Эти барокамеры и сегодня надежно работают в Воронежской областной клинической больнице.

За период конверсии, т.е. с 1987 по 1991 год работниками ВМЗ по профилю высокотехнологичной гражданской продукции было получено 37 патентов и свидетельств на изобретения. Это сейчас можно купить аттестат доктора наук и любой патент в переходе метро. А в Советском Союзе на кастрюли патенты не выдавались.

В 1990 году объем производства высокотехнологичной гражданской продукции на ВМЗ составлял уже более 75% его мощностей. Кастрюль среди нее, естественно, не было.

В целом по стране в 1990 году отрасли военно-промышленного комплекса выпустили 15% металлорежущих станков, 32,4% установок для добычи нефти, 86,4% бытовых газовых и электрических плит, 92,7% холодильников, 85% вычислительной техники, 100% фотоаппаратов, видео и телевизионной техники. Более 40% этой продукции было экспортировано, что подтверждает ее конкурентоспособность на мировом рынке.

В какой перестроечной «шарашке» Президент и вице-премьер обнаружили «кастрюли» и «утюги», непонятно. В высокотехнологичном производстве ВПК СССР 80-х годов XX века таковых не было, даже не смотря на все устремления прорвавшегося к власти демократического сброда их туда втиснуть.

Президент ладно, его подставили, вот и сказал глупость. А вот вице-премьер проявил абсолютную некомпетентность. И не где-то, а в сфере своей непосредственной ответственности. Похоже, именно он и подставил Президента. Хотя в окружении последнего безграмотных непрофессионалов – пруд пруди, любой мог подставить.

Освоение и производство высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях ВПК – не новость. В период 1988 – 1990 годов была освоена не одна тысяча наименований высокотехнологичной импортозамещающей гражданской продукции. Другое дело: проблема полного обеспечения народного хозяйства и населения добротной гражданской продукцией, проблема полного импортозамещения решена не была. Но виновны в этом не предприятия военно-промышленного комплекса, а исключительно пришедшие к власти в 1991 году его разрушители.

Изобретать велосипед с квадратными колесами в организации производства высокотехнологичной импортозамещающей гражданской продукции на оборонных предприятиях вице-премьеру вряд ли следует. Надо всего лишь, если не изучить, то хотя бы ознакомиться с опытом оборонщиков конца 80-х годов прошлого века и его использовать.

Хотя и при грамотнейшем использовании опыта ВПК 80-х годов прошлого века организовать в 2017–2020 годах производство высокотехнологичной гражданской продукции и импортозамещения не просто. И производственные мощности в оборонке не те, и высококвалифицированные кадры на пенсии, и талантливые организаторы производства заменены на пустоголовых и вороватых менеджеров, и научно-технический задел 80-х годов прошлого века разворован, а новый в течение четверти века не создавался.

Так численность ВМЗ в 1985 – 1990 годах составляла 23 тысячи работающих. Из них более 16 тысяч инженеров и рабочих высшей квалификации. Директор – доктор технических наук, среди высшего руководства 5 кандидатов технических наук. Завод поставлял в год более 250 ЖРД 9 наименований, каждые 3 года осваивал их новую модификацию.

К 2016 году на предприятии осталось менее 6 тысяч работающих. Ни одного, имеющего ученую степень, присужденную государственной ВАК, т.е. отражающую действительный научный вклад претендента. За последние 25 лет не освоено ни одного нового ЖРД, завод поставляет в год всего около десятка двигателей двух наименований, разработанных еще в 1960 – 1963 годах для «Союза» и «Протона».

В Конструкторском бюро Химавтоматики за 26 лет до 1990 года было освоено 5 новых видов топлива, создано и передано на серийные заводы Воронежа, Ленинграда, Перми и Красноярска 11 двигателей для космических и стратегических ракетоносителей. В том числе созданы не имеющие мировых аналогов двигатели для «Энергии-Бурана» и легендарной «Сатаны». За последние 26 лет после 1990 года не освоено ни одного нового топлива, отработан и изготавливается в опытном производстве всего один двигатель.

Так что прежде, чем передавать высокие технологии в производство гражданской продукции, или прежде, чем осваивать высокотехнологичную гражданскую продукцию на предприятиях ВПК, надо эти высокие технологии создать при разработке и серийном освоении оборонной продукции. Другими словами, процесс освоения гражданской продукции предприятиями ВПК, как и сам процесс создания этих технологий, может быть эффективным только при условии его беспрерывности.

Справится с этими проблемами сегодняшнее правительство РФ? Большой вопрос. Ни знаний, ни квалификации, ни профессионализма. Один пустой апломб и безответственные прогнозы и обещания, что и продемонстрировал в полной мере в сентябре текущего года вице-премьер по оборонным отраслям промышленности. На мой взгляд, с такими вице-премьерами к 2020 году ничего у Президента кроме пшика не получится.

Смею утверждать, что посылы Президента и вице-премьера о том, что после 2021 года предприятиям ВПК надо будет искать работу и именно поэтому уже сейчас надо осваивать гражданскую продукцию, при самой мягкой их оценке, со стороны Президента ошибочны, а со стороны вице-премьера – профессионально безграмотны.

Для того, чтобы армия была вооружена хотя бы равнозначно потенциальному агрессору (а в нашей ситуации она должна быть вооружена лучше и с опережением) процесс ее перевооружения должен быть непрерывным и бесконечным. И после 2021 года объем перевооружения должен не затихать, а возрастать.

Разработка нового эффективного тактического оружия должно завершаться, по крайней мере, за 3 – 5 лет, а его серийное производство осваиваться не менее чем за 1 – 2 года до массового оснащения им армии. Для стратегического оружия эти сроки соответственно увеличиваются: разработки – до 10–15 лет, серийное производство – не менее чем за 5 лет. Иначе всегда будем в роли догоняющего.

Еще одно условие: объем профильной оборонной продукции на предприятиях ВПК должен быть не менее 50% их мощности, оптимально – 70%. Высокотехнологичная гражданская продукция на предприятиях ВПК в этом случае будет отставать от уровня оборонки на 3 – 5 лет, но всегда будет не хуже мирового уровня. Если же мощность профильной оборонной продукции будет составлять меньше 50% мощности предприятия, то просто не будет технологий, которые надо внедрять в гражданскую продукцию.

Кстати, планируемое Президентом РФ перевооружение до 2021 года базируется в основном на разработках тактического оружия еще 80-х годов прошлого века.

Тезис Рогозина о том, что «оборонная промышленность является единственным локомотивом индустриализации и производства высокотехнологичного гражданского производства» абсолютно верен. Но возникает естественный вопрос: это продуманная, обеспеченная механизмами и ресурсами стратегия, или позаимствованный у кого-то безответственный пиар? Уже три года и премьер, и все его вице только и говорят о стабильности, импортозамещении и переходе на инновационный высокотехнологичный путь развития. А что сделано и что получилось? НУЛЬ!

Еще 23.02.2010 года я направил на имя Президента РФ, а ныне ее премьер-министра Д. Медведева «Аналитическую записку», в которой предлагалось: «Кратчайший, наиболее рентабельный и эффективный путь перевода российской экономики на инновационный высокотехнологичный путь развития – это создание предприятий и отраслей локомотивов и получение с их помощью средств и технологий для модернизации всего народного хозяйства России. Отраслями-локомотивами могут стать оборонная, атомная и авиаракетная отрасли промышленности».

К Записке были приложены механизмы реализации этого посыла и обозначены имеющиеся для этого в достатке ресурсы. Ответа не последовало.

После избрания Президентом РФ В.Путина, в связи с надвигающейся очередной волной мирового кризиса и лозунга руководства РФ о необходимости перехода на высокотехнологичный инновационный путь развития, я направил на его имя Предложения по антикризисной стратегии России, в которых, в частности, говорилось: «Кратчайший, наиболее рентабельный и эффективный путь перевода российской экономики на инновационный высокотехнологичный путь развития, позволяющий восстановить системы безопасности страны, оснастить важнейшие секторы Российской армии не только современным, но и превосходящим мировые аналоги вооружением – это восстановление ракетно-космических, авиационных, кораблестроительных и ряда оборонных предприятий и создание на их основе отраслей локомотивов, т.е. получение с их помощью средств и технологий для модернизации всего народного хозяйства России». К Предложениям снова были приложены механизмы реализации этого посыла и обозначены имеющиеся для этого в достатке ресурсы. И снова ответа не последовало.

Думаю, и другие болеющие за судьбу страны профессионалы направляли руководству страны свои обоснованные предложения. И тоже, видимо – без ответа.

После назначения Рогозина вице-премьером по оборонным отраслям промышленности по просьбе его помощника я снова повторил эти предложения. И снова никакой реакции. Наконец, дошло? Ну что ж, лучше позже, чем никогда.

Но беда в том, что позаимствованы только посылы, вроде «оборонка – локомотив экономики». Да и те с ошибками. Предложения по ресурсам и механизмы остались невостребованными. Сами все эти вице найти ресурсы и разработать механизмы, как показывает 25-ти летняя практика, не способны. А без них, без материальной составляющей, идеи и посылы превращаются в пустопорожнее и безответственное пустословие. Сколько болтали про импортозамещение и про переход на высокотехнологичную инновационную экономику! Что в сухом остатке? НУЛЬ.

Следующий уже не посыл, а перл Рогозина: «После 2020 года мы пройдем основной этап перевооружения армии… такого мощного финансирования уже не будет. Вы должны…»

Выше было уже показано, что перевооружение – процесс непрерывный и прогноз Рогозина о «прохождение его основных этапов» лишь демонстрирует его некомпетентность. Но следует остановиться на второй части его посыла: «мощном финансировании».

Снова пример Воронежского механического завода и сегодня унитарного, т.е. полностью государственного, предприятия. В 80-х годах прошлого века завод за счет прямого опережающего финансирования по госзаказу приобретал в течение года не менее 100 единиц высокотехнологичного дорогостоящего производственного оборудования: цифровые обрабатывающие центры, вакуумные плавильные печи, климатические камеры, сложнейшее оборудование порошковой металлургии и пр. В течение последних трех лет приобретает за счет госбюджета в год от 2-х до 4-х современных металлорежущих станков. И это Рогозин называет «мощным финансированием»! Что же такое в его понимании немощное финансирование 2021 года? Надо же думать, прежде чем болтать, тем более перед аудиторией высоких технологий. Неумных людей на таких предприятиях не держат. Разве что менеджеров.

Далее, выступая перед авиастроителями, вице-премьер призвал развивать в воронежских вузах технические дисциплины, «чтобы Воронеж стал одним из форпостов подготовки кадров в целом для страны…» Как говорится, Бендера понесло. Ну чем не новые Нью-Васюки?

Я прожил в Воронеже 59 лет. Это мой родной город, который я люблю и, безусловно, им горжусь. Но как это ни прискорбно признавать, и в 80-е годы прошлого века воронежские технические ВУЗы не были в числе элитных.

Основной, высокопрофессиональный инженерный состав на большинстве воронежских предприятий ВПК состоял из выпускников Харьковского, Московского и Казанского авиационных институтов, МВТУ им. Баумана, Ленинградского Военмеха. Из этих ВУЗов ежегодно на воронежские оборонные предприятия приходило около 80 выпускников. А требовалось не менее 300.

В Воронеже подходящие, и то лишь частично, факультеты были только у политехнического института. Добирали и из лесотехнического, и из строительного. В течение последнего года их «доводили» до необходимого уровня высоких технологий на заводских кафедрах. Только на ВМЗ было три таких кафедры: Харьковского авиационного, МВТУ и Воронежского политехнического. Остепененные ведущие специалисты оборонных предприятий преподавали в воронежских ВУЗах. Имеющие ученые степени директора и главные специалисты оборонных предприятий Воронежа входили в состав Ученых советов технических ВУЗов. Не только воронежских, но и харьковских, казанских и московских.

Сейчас кафедр на предприятиях нет и в помине, заводские преподаватели давно уж, в лучшем случае, на пенсии. Если среди руководителей и есть имеющие ученые степени, то суррогат, купленный в расплодившихся частных «ученых» советах. Правда, теперь это не институты, а «академии» и «университеты», скрывающие за этими вывесками свою безграмотность.

Из тех двух – трех десятков выпускников воронежских вузов, которые все-таки рискуют пойти работать на оборонные промышленные предприятия, через три года остается один из пяти. Остальные уходят искать легкие заработки...

С чего надо начинать обеспечение армии современным оружием, и изготовление на высокотехнологичных предприятиях ВПК добротной гражданской, в том числе, импортозамещающей продукции?

Надо:

– Освободить правительство и руководство предприятий от некомпетентных непрофессионалов.
– Восстановить профильные высокотехнологичные предприятия ВПК. Поставить во главе предприятий профессионалов. Хотя бы частично восстановить численность и производственные и инженерные мощности предприятий. Оснастить производство предприятий высокопроизводительным современным оборудованием.
– Предоставить предприятиям госзаказ на профильную оборонную продукцию в объеме не менее 50% их мощности и госзаказ хотя бы на 25% их мощности на высокотехнологичную импортозамещающую гражданскую продукцию.

Через год, максимум через два, эти предприятия превратятся в локомотивы высокотехнологичного инвестиционного реального сектора экономики. Т.е. начнется процесс «сползания с нефтяной иглы» и реального крупномасштабного импортозамещения.

Вторая проблема, как уже говорилось выше – переход от разрушительно-тупиковой к высокоэффективной прогрессивной социально-экономической модели. Навязанная Западом, подобранная на свалке истории и принятая в начале 90-х воровская рыночная модель экономики, (не воровских рыночных не существует в природе!) привела и к разрушению научно-производственного потенциала России, и к разграблению ее природных и рукотворных ресурсов, и к катастрофическому падению темпов экономического роста, и к обнищанию подавляющего большинства населения.

Действующая в современной России с подкрашенным в первом десятилетии нового века фасадом базарно-либеральная социально-экономическая модель экономики, во-первых, не может обеспечить устойчивые годовые темпы экономического роста более 3% (кратковременно – не более 4,5%). Во-вторых, она подвержена периодическим мировым социально-экономическим кризисам (в последнее время, перманентному). Кратковременный рост в 1 – 4 процента в год чередуется с падением на такие же и большие величины. И это не только вполне доказуемое убеждение противника либерально-рыночной модели экономики, а, по меньшей мере, столетняя мировая практика. В том числе, практика последних 16 лет жизни Российской Федерации.

Среднестатистические темпы экономического роста-падения при рыночной модели экономики колеблются около нуля, не обеспечивая даже малейшего прогрессивного развития. Отсюда, любые, не только прожекты медведевского правительства двоечников, но и действительно важные для России проекты, заранее обречены на провал. В том числе, перевооружение армии, импортозамещение, переход на инновационный высокотехнологичный путь развития. Обречены на срыв сроков и многократное удорожание.

Рыночная модель экономики, естественно, определяет и кадровый состав Правительства и ЦБ РФ. Управление экономикой оказалось в руках бухгалтеров, именующих себя либералами-рыночниками. В вопросах управления народным хозяйством, в вопросах защиты национальных интересов, в оценке перспектив развития национальной и мировой экономики предельно безграмотных, несамостоятельных и непрофессиональных. Не способных оценить даже последствия ими же применяемых тех или иных рыночных механизмов.

Их рыночное мышление, бездумное преклонение перед рыночной моделью экономики и следование в ее кильватере существенно усугубило для России последствия мирового кризиса. Заранее, мягко говоря, ставит под сомнение такие чрезвычайно важные для выживания и развития Российского государства стратегические задачи, как переход на инновационный высокотехнологичный путь развития, импортозамещение, стратегическое перевооружение армии.

Для преодоления кризисных явлений все государства, в том числе рыночной ориентации, принимают меры, заимствованные из арсенала плановой экономики. В том числе, идут на крупные государственные инвестиции в науку и производство, на стимулирование потребительского спроса через повышение платежеспособности населения.

Вместо того, чтобы заниматься наполнением бюджета, т.е. стимулированием и развитием производства, двоечники либерально-рыночного Правительства РФ заняты исключительно сокращением расходных статей бюджета, т.е. пытаются поддерживать экономику за счет падения уровня жизни населения и сокращения производства.

5 октября 2016 года председатель комиссии по «стратегическому» развитию Кудрин, вальяжно развалившись в кресле перед телевизионной камерой, изрек, что у России при следовании его курсом есть шанс через 10 лет сползти с нефтяной иглы! В общем, если и соврал, то всего лишь в меньшую сторону. Видимо хорошо усвоил обещание Хаджи Насреддина обучить осла грамоте. За обещанные 10 лет либо Россия будет окончательно ограблена и умрет как государство, либо Кудрин сбежит к американским хозяевам, либо… сядет на скамью подсудимых. Вполне справедливо, поскольку при следовании курсом проповедуемой кудриными либерально-рыночной модели экономики и через десятки лет Россия останется сырьевым придатком Запада.

В тоже время, прогрессивные социально-экономические модели существуют и успешно прошли практическую мировую апробацию. Модели, обеспечивающие независимость от мировых социально-экономических кризисов и постоянные темпы годового экономического роста, в зависимости от полноты их внедрения, от 6 до 15 процентов. Модели, обеспечивающие инновационное высокотехнологичное развитие реального сектора экономики. Модели, исключающие в общественном сознании такие понятия, как «нефтяная игла», «инфляция», «перманентный рост цен», «падение курса национальной валюты».

Переход на одну из таких моделей – вопрос не только прогрессивного развития, но жизни и смерти Российской Федерации.

Социально-экономическая модель, обеспечивающая вне конкуренции долгосрочное прогрессивное развитие и высочайшие темпы экономического роста – модель плановой социалистической экономики. Но, как говорилось выше, российское общество к переходу на эту модель еще не созрело, а для руководства страны эта задача не по плечу.

В тоже время, даже их частичное внедрение, к сожалению, краткосрочное, т.е. в течение 5–8 лет, успешно проводили Китай (достигнуты годовые темпы роста до 15%) и ряд капиталистических стран Запада, например, Япония (достигнуты годовые темпы роста до 10%).

Решение проблемы, т.е. поэтапный переход на эффективную социально-экономическую модель, доказательно рассмотрен в работе «Принципы и критерии поиска эффективной модели развития России», Воронеж, 2015, Костин.

Эта работа направлена в мае 2016 года в правительство и в Государственную Думу Российской федерации. Заинтересованным работа может быть направлена по ЭП.

Предлагаемая в работе Планово-управляемая двухуровневая модель экономики (ПУДЭ), пропорционально полноте ее внедрения, обеспечивает:

– выполнение поставленной Президентом РФ задачи по переоснащению армии новейшим вооружением, при том, не разового, а непрерывного;
– полное и реальное импортозамещение;
– независимость экономики России от мировых кризисов;
– перевод экономики России на инновационный высокотехнологичный путь развития с годовыми темпами экономического роста от 5 до 18 процентов без периодических падений.

Эффективность перехода на ПУДЭ подтверждена объективными, в том числе количественными, критериями.

С учетом того, что Россия обладает природной составляющей национального богатства на душу населения в 6 раз большей, чем США, и в 20 раз большей, чем Германия, ПУДЭ опирается исключительно на собственные ресурсы. И, следовательно, обеспечивает полную независимость от внешнеэкономических катаклизм и авантюр Запада, в том числе, от любых внешних санкций.

ПУДЭ обеспечивает в ближайшей перспективе недостижимые применяемыми в настоящее время в Мире экономическими моделями темпы экономического роста и достижение устойчивого опережающего социально-экономического развития России.

Предусмотрены 3 варианта полноты внедрения ПУДЭ.

При полном варианте внедрения ПУДЭ обеспечивает в течение 1 года достижение годовых темпов экономического роста (роста ВВП) не менее +6%, роста промышленного производства – от +3 до +7%, роста производства на предприятиях-локомотивах – свыше +15%.

В течение 7 лет обеспечивает годовые темпы экономического роста от +15 до +18 процентов, темпы роста промышленного производства – от +8% до +20%, роста производства на предприятиях-локомотивах – свыше +25%, годовой рост реальных доходов населения – не менее +6% и полное восстановление социальных гарантий социалистического строя.

3-й, или минимальный вариант внедрения не требует изменений действующей в России политической системы, кроме кадрового оздоровления финансово-экономического блока Правительства РФ и освобождения его от непрофессионалов.

Внедрение минимального варианта внедрения ПУДЭ, как минимум, предусматривает:

– национализацию земли, источников сырьевых, энергетических и других природных ресурсов, основных предприятий сырьевого комплекса, естественных монополий, научных учреждений и профильных промышленных предприятий ВПК;
– создание системы ответственного социально-экономического управления экономикой;
– подчинение правительству банковской системы;
– введение золотого (материального) содержания национальной валюты;
– введение валютной монополии и монополии внешней торговли;
– введение стимулирующего налогообложения;
– введение системы управления ценами и зарплатой;
– обеспечение опережающего роста объемов производства средств производства;
– восстановление системы МТС в сельском хозяйстве.

Механизмы проведения этих мероприятий разработаны, необходимые для этого ресурсы просчитаны (см. «Принципы и критерии поиска эффективной модели развития России»).

При этом система ПУДЭ и ее механизмы и при минимальном варианте ее внедрения в недоступные для других социально-экономических моделей сроки обеспечивают:

– в политическом плане – минимально-достаточное обеспечение основными видами материальных ресурсов провозглашенную от имени России в 2014 – 2016 годах политическую доктрину. В том числе, перевооружение армии в запланированном объеме не позднее 2020 года;
– восстановление основных систем жизнеобеспечения, безопасности и развития;
– в экономическом плане – достижение устойчивых темпов годового экономического роста от +5 до +8% (в зависимости от полноты минимального варианта внедрения) и роста производства важнейших отраслей промышленности не менее +10%, не менее чем 15 процентную экономию всех видов ресурсов, в том числе энергетических;
– преодоление в течение 2 лет системного социально-экономического кризиса и в течение 4 лет – его последствий;
– в социальном плане – исключение падения уровня жизни населения;
– нейтрализацию основ политической, экономической и социальной базы возникновения и роста преступности, коррупции и национальных конфликтов.

В течение 1-го года минимальный вариант внедрения ПУДЭ обеспечивает:

– годовые темпы роста ВВП – не менее +3%;
– годовые темпы роста промышленного производства – от +2 до + 4%;
– годовые темпы роста производства предприятий-локомотивов – свыше +10%;
– прекращение падения реальных доходов населения.

В течение 3 лет:

– годовые темпы роста ВВП – не менее +4%;
– годовые темпы роста промышленного производства – от +3 до +6%;
– темпы роста производства предприятий-локомотивов – свыше +16%;
– годовой рост реальных доходов населения – не менее +1,5%.

В течение 7 лет:

– устойчивые годовые темпы роста ВВП – от +5 до +8% (в зависимости от полноты минимального варианта внедрения);
– годовые темпы роста промышленного производства – от +3% до +8%;
– годовые темпы роста производства на предприятиях-локомотивах – свыше +20%;
– годовой рост реальных доходов населения – не менее +2%;
– восстановление бесплатного образования и здравоохранения.

Георгий КОСТИН

Справка. Костин Г.В., ДТН, профессор. Заместитель главного конструктора КБ Химавтоматики (1973–1980), директор Воронежского механического завода (1980–1993). Освобожден от должности за политические убеждения по личному указанию Ельцина. Член Высшего экономического совета при Верховном Совете РФ (1992–1993). Депутат ГД РФ (1995–2003), председатель комитета по конверсии и наукоемким технологиям.

Награжден орденом ТКЗ за разработку ЖРД для комплекса СС-18 («Сатана»), орденом Ленина за разработку и постановку на серийное производство ЖРД для комплекса «Энергия-Буран», международным орденом «Белого орла» за выпуск высокотехнологичного нефтегазового оборудования и прорыв с ним на международный рынок.

Имеет 74 авторских свидетельства (1962–1987) на изобретения в области ракетно-космической техники и 9 (4 в соавторстве) авторских свидетельств и патентов на изобретения в области медицинской и мясоперерабатывающей техники.

 
По теме
Парламентарии намерены продолжить всенародное сотрудничество с сотрудниками полиции Отчет о деятельности правоохранительных органов в 2023 году представил начальник ГУ МВД России по региону Дмитрий Ильичев на 9-й сесс
Необходимость реформирования фискальной системы РФ – вещь очевидная. Распределение налогового бремени должно быть СПРАВЕДЛИВЫМ: предприятия с большими доходами – должны платить больше.
Было отмечено активное взаимодействие с региональными парламентариями по решению проблем в территориях Сенатор Совета Федерации Сергей Брилка отчитался о своей работе за 2023 год на 9-й сессии Законодательного собрани
О преобразовании МУП « Столовая №7» в бюджетное учреждение «Комбинат питания города Усолье-сибирское» Этот вопрос члены постоянной депутатской комиссии по муниципальной собственности и имущественным отношениям обсудили 2
Народные избранники обсудили поддержку субъектов МСП, концепцию создания транспортно-логистических узлов и другое Сегодня, 26 марта, в думе Иркутска состоялись заседания двух постоянных комиссий.
Первая сессия Молодежного парламента состоялась в Иркутской области - ЛДПР Вера Прохорова, Антон Титоренко и Александр Русляков - трое представителей Иркутского регионального отделения ЛДПР - вошли в состав депутатов молодежного парламента при Законодательном собрании Иркутской области 27 ма
ЛДПР
4231965.jpg - IrkutskMedia.Ru Аферисты начали рассылать сообщения главным врачам медучреждений региона Мошенники Фото: ru.freepik.com В Telegram (18+) создали фейковый аккаунт имени и. о.министра здравоохранения Иркутской области Андрея Модестова.
IrkutskMedia.Ru
Вирусная геморрагическая болезнь кроликов - Город Зима ВИРУСНАЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КРОЛИКОВ    Вирусная геморрагическая болезнь кроликов (ВГБК, геморрагическая пневмония кроликов, некротиче-ский гепатит) – высоко заразная, инфекционная болезнь,
Город Зима
Как подростку уберечься от ВИЧ-инфекции и СПИДА - Управление образования В целях профилактики заражения подростков ВИЧ-инфекцией Комитетом образования в город был приглашен специалист ГБУЗ «Иркутский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» (далее – ГБУЗ
Управление образования
Открытие книги 16+ - ЦБС города Братска Дорогие читатели, в библиотеке №4 появились новые книги. Пора открыть для себя новые миры, пережить захватывающие приключения, разгадать тайны и погрузиться в увлекательные истории!
ЦБС города Братска
О театре и  премьерах - Чунский район Сегодня отмечается международный День театра! Поздравляем наших театралов и их бессменного режиссера Лиру Шеломенцеву, желаем творческих взлетов и преданных зрителей!
Чунский район