Теперь деньги за поездку необходимо передавать водителю сразу же при посадке в транспортное средство, а не на выходе, как это было раньше. Уже больше десяти лет такая система работает в Москве, Санкт-Петербурге и других регионах, а вот в Иркутске ее пока только тестируют. Удобно ли платить при входе, чем обусловлен переход на новую схему расчета и как горожане реагируют на новшество, выясняла журналист «Пятницы».
Чуть больше недели в городе действует новая для Иркутска схема оплаты проезда, но жители продолжают платить по старинке — на выходе. Так привычнее, удобнее и быстрее, говорят пассажиры.
— Мне неудобно платить сразу, — объясняет студентка Мария . — Сейчас я заходила в автобус с большой сумкой. Если бы встала в двери и начала искать деньги, то другие пассажиры не смогли бы войти, начали бы ругаться. А так села на место и спокойно отсчитала 15 рублей — и никому не мешаю. Утром и вечером в автобус и так сложно залезть из-за толкучки, а если каждый будет еще и ждать сдачу...
По словам водителя маршрута № 16 Бориса Токтосунова , новые правила проезда иркутяне предпочитают игнорировать, на входе платят только двое из десяти человек.
— Пока, как обычно, при выходе оплачивают. Первое время я говорил, что платить за проезд нужно сразу, но пассажиры с непривычки просили на выходе расплатиться, мол, долго искать деньги. Теперь даже не говорю, просто повесил объявление на двери. Все видят: кто-то сразу платит, кто-то как обычно. Думаю, со временем и к этой схеме народ привыкнет.
Как отмечают в управлении транспорта иркутской администрации, оплата проезда постфактум является административным нарушением. Правила пассажирских перевозок регулируют два нормативных акта — статья 786 Гражданского кодекса, принятого в 1997 году, и Устав автомобильного транспорта. В них указано, что расчет должен производиться до начала поездки, а значит, по Иркутску ежедневно ездят автобусы, под завязку набитые зайцами. Несмотря на то что этим нормам исполнилось уже два десятилетия, в столице Приангарья они не соблюдались. Но в этом году пассажироперевозки решили повернуть в русло закона. Этот вопрос обсуждался неоднократно, на встречах с городской администрацией перевозчики сами просили ввести такую схему оплаты. И права соблюдены, и заяц не проскочит.
— Так мы соблюдаем требования закона, — говорит начальник управления транспорта администрации Иркутска Булат Тугутов . — А в случае ДТП пассажиру проще будет доказать, что он ехал в данном транспортном средстве, ведь на руках у него должен остаться билет. У безбилетника статус пассажира отсутствует.
Несмотря на то что билет должен получить каждый пассажир, оплативший проезд, на деле в иркутских маршрутках их не выдают. На вопрос, где взять, только разводят руками и утверждают, что иркутяне их и не спрашивают. А в городском управлении транспорта объясняют, что это явное нарушение прав пассажиров, ведь проездные билеты обязательно должны быть в каждом автобусе. Зато в троллейбусах в окошке водителя висят «баранки» из билетиков, от которых пассажиры самостоятельно могут отрывать доказательство платы за проезд.
— Переход на новую схему оплаты не произойдет за один день, — считает Булат Тугутов. — Пассажирам к нему нужно привыкнуть.
А чтобы привыкалось легче, в муниципальном транспорте уже действует безналичная система оплаты проезда. Ею оснастили все троллейбусы и муниципальные автобусы. Теперь не обязательно искать мелочь по карманам и в сумке, достаточно прикоснуться к терминалу банковской картой или телефоном с подключенной системой бесконтактной оплаты. Для удобства пассажиров в будущем терминалы планируется вынести за пределы кабины водителя.
Пока иркутяне привыкают к новой схеме оплаты проезда, ангарчане обкатывают мобильное приложение для отслеживания городских автобусов в реальном времени «Гоу ту бас», что переводится как «идем к автобусу». Для удобства пассажиров ее разработали специалисты «Автоколонны 1948». Чтобы узнать, где сейчас находится ближайший автобус и через сколько минут лучше выйти из дома к его прибытию, нужно просто скачать бесплатное приложение на мобильный телефон или зайти на сайт с компьютера и посмотреть на карте, где находится транспорт, ведь местоположение каждого автобуса определяется системой ГЛОНАСС. А в скором времени в системе появится информация о движении трамваев и пригородных автобусов. Разработкой ангарских перевозчиков уже заинтересовались некоторые регионы России и даже транспортники из Германии и Коста-Рики.
Фото автора