Иркутск. Сибирские новости - Непростые экономические условия формирования бюджетов всех уровней на предстоящие три года приводят к необходимости корректировки межбюджетных отношений. Об этом свидетельствует ряд решений российского правительства, направленных на перераспределение средств в пользу федеральной казны.
В настоящее время параллельно работе Законодательного Собрания, который рассматривает проект бюджета Иркутской области на ближайшие три года, Государственная Дума работает над проектом федерального бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Так, доходы федеральной казны на предстоящий год предлагается установить в размере 13,5 трлн руб., расходы - в 16,2 трлн руб., дефицит - 2,7 трлн руб. Источниками покрытия дефицита федерального бюджета с учетом того, что в настоящее время нет возможности привлекать финансовые ресурсы на внешних рынках, послужат средства, которые были аккумулированы в «тучные» годы в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.
«При принятии регионального бюджета депутатам необходимо смотреть, в том числе и на федеральную повестку: какие решения были приняты на федеральном уровне, и как они отражаются на формировании, прежде всего, доходной части регионального бюджета. Я прямо скажу: решения были приняты не в пользу регионов», - заявил 23 ноября на сессии Законодательного Собрания заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Виталий Шуба, представляющий в верхней палате российского парламента Иркутскую область.
В частности, напомним, правительство РФ приняло решение о централизации 1% налога на прибыль в доходы федерального бюджета с последующим перераспределением в фонд поддержки наименее обеспеченных регионов России. Как сообщала ранее министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова, наша область к таким регионам не относится. В целом, по словам сенатора, у субъектов РФ изъят 121 млрд руб. «Но эти средства будут перераспределены между нуждающимися регионами. Попадет ли Иркутская область в их число - это вопрос. Мы сейчас очень плотно работаем с правительством, с руководством Законодательного Собрания для того, чтобы отстоять интересы Иркутской области», - заявил В. Шуба.
Еще одно решение правительства РФ - перераспределение акцизов на горюче-смазочные материалы. В настоящее время, по словам сенатора, согласно Бюджетному кодексу, 88% от всей суммы собранных акцизов зачисляются в бюджеты субъектов РФ, а потом распределяются между конкретными территориями. «Принято решение в пользу федерального бюджета перераспределить в доле от собираемых акцизов: 61,7% от акцизов останется на региональном уровне, а доля федерального бюджета, соответственно, увеличится. Это дополнительное изъятие из Дорожного фонда Иркутской области. В совокупности для всех регионов сумма составляет порядка 100 млрд руб.», - сообщил сенатор.
Кроме того, федеральным центром принято решение об увеличении ставки по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). «В настоящее время серьезную долю доходов региональных бюджетов формируют нефтедобывающие компании. Если они получают дополнительный доход, значит, снижается прибыльность предприятий и, как следствие, снижаются отчисления в региональные бюджеты», - пояснил В. Шуба. Также снижаются объемы дотаций регионам на бюджетное выравнивание. Особенно это касается субъектов, демонстрирующих уверенный рост налоговых доходов, зачисляемых как в федеральный, так и региональный бюджет. В частности, в Иркутской области этот рост за 10 месяцев текущего года составил порядка 19%. В связи с этим регион рискует попасть под секвестр.
«Сегодня мы работаем совместно с правительством Иркутской области, министерством финансов, с коллегами по Федеральному Собранию для того, чтобы не попасть под секвестр дотаций, которые мы на сегодня получаем. В базовом бюджете - это 5,029 млрд руб. У меня состоялась встреча с министром финансов России Антоном Силуановым. Я ему выложил статистику, которая есть на сегодняшний день по Иркутской области. Полагаю, что мы нашли убедительные аргументы, чтобы нам не попасть под секвестр», - отметил сенатор.
«У нас на протяжении пяти лет ситуация менялась: мы слишком «упали» по налогу на прибыль и только в 2016 году выходим по объему поступлений по налогу на прибыль относительно 2012 года. То есть мы только восстановились. Поэтому та методика, которая сейчас принимается, она, конечно, для нас ущербна. Я полагаю, мы решим этот вопрос. Есть понимание министерства финансов, и на следующей неделе мы закрепим это законодательно на федеральном уровне», - добавил В. Шуба.
Что касается текущего года, то в настоящее время есть свободный остаток федеральных средств в объеме 39,5 млрд руб. В этом направлении также проводится работа с правительством РФ, чтобы определенная доля средств из этой суммы была предусмотрена для Иркутской области. «У нас есть возможность работать с федеральным центром, потому что особенность нынешнего проекта федерального закона на ближайшие три года заключается в следующем: не распределены дотации, средства поддержки дорожной деятельности в объеме 120 млрд руб. также пока не распределены. Со стороны Иркутской области соответствующие предложения сформированы, надеемся, что дополнительная поддержка будет получена», - отмечает сенатор.
Что касается проекта регионального бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов, то по мнению В. Шубы, - «это выверенный документ». «Он опирается на прагматичную позицию, исходя из внешних и внутренних рисков. Очень квалифицированный документ, сработан добротно. Я полагаю, что он заслуживает одобрения», - заявил сенатор.
Напомним, на сессии Законодательного Собрания в среду, 23 ноября, проект бюджета был принят в первом чтении. Так, доходы бюджета на 2017 год предлагается утвердить в размере 101 млрд руб., расходы 110 млрд руб., дефицит составит 9 млрд руб. (9,8%). На 2018 год доходная часть планируется в 102,5 млрд руб., расходная часть - 108,3 млрд руб., дефицит - 5,9 млрд руб., на 2019 год доход 103,3 млрд руб., расход - 109,1 млрд руб., дефицит - 5,8 млрд руб.
«Нужно совершенствовать систему межбюджетных отношений. Это работа уже запущена на федеральном уровне. Соответствующие поручения даны министерствам РФ, оценен объем делегированных расходных полномочий. И картина очень нерадостная: на региональный уровень передано 117 федеральных полномочий. Они подкреплены соответствующими субвенциями. Более 500 расходных полномочий дополнительно сегодня несут субъекты РФ через федеральные законы, нормативные акты правительства РФ и президента. Цена этих полномочий - 6 трлн руб.», - резюмировал В. Шуба.
Ножом по бюджету: регионы в 2017 году попадают под секвестр
Фото: snews.ru
Источник: Сибирские новости
24.11.2016 16:32