Бытоописание в условиях затопления

Роман Сенчин «Зона затопления»

Издательство «АСТ», 2015 год

Начинается «Зона затопления» с совершенно фарсового диалога, полностью выпадающего из дальнейшего повествования. Выглядит этот фрагмент как пятое колесо у телеги: непонятно, какую художественную или смыслообразующую функцию он выполняет.

Роман Валерьевич «воспроизводит» телефонный разговор между неким Толей, в котором можно предположить Анатолия Чубайса, и Володей, ну, кто у нас Володя, мы все знаем. Толя рассказывает Володе, что, катаясь по Красноярскому краю, случайно обнаружил недостроенную ГЭС, и предлагает ее достроить. Володя сначала сопротивляется, объясняет, что в бюджете денег нет, но Толя настаивает: электричество будем продавать китайцам, заодно заставим Олега Баняску (видимо, Дерипаску) построить алюминиевый завод, и все у нас получится, к тому же имидж поправится – возрождаем мощь Сибири. 

Зачем нужен читателю этот диалог? Может быть, он добавил реализма, привязал к действительности – нет, скорее наоборот, в такой разговор поверить трудно. Впрочем, столь нелепое начало не особо сбивает фокус восприятия следующего за этим текста. Большой мастер малой формы и точной детали Роман Сенчин все-таки вытягивает из болота публицистики «Зону затопления», превращая очерки из жизни людей и деревень, попавших в зону затопления Богучанской ГЭС, в яркое художественное высказывание.

Про деревни, оставшиеся на дне Иркутского и Братского водохранилищ, писали еще, когда Рома в детский сад ходил. Валентин Распутин, которому, кстати, посвящен роман, благословил «Зону затопления», и Сенчин, таким образом, словно принял эстафету от классика. Но «Зона затопления» – это не второе «Прощание с Матерой», хотя и там, и там деревню вот-вот затопят, а старушки все не хотят и не хотят уезжать.

Валентин Григорьевич большую часть своего художественного мира построил на простой мысли – только корни и земля предков дают человеку нравственные ориентиры, не позволяют сбиться с пути истинного. Роман Сенчин столь радикальных взглядов не постулирует. Он просто, по-бытовому описывает мытарства вынужденных переселенцев, не привлекая «нравственных ориентиров». Умирает старушка из обреченной деревни. Мужики роют могилу, пьют водку, односельчане организуют поминки, приезжают родственники. Сельские жители затевают тяжбы с властями, кому-то на пятерых дают двухкомнатную квартиру, кто-то не может жить в некачественно построенных домах. Журналистка из областного центра незаметно для себя втягивается в проблемы переселенцев и становится правозащитницей…

«Зона затопления» вся состоит из бытовых зарисовок, где-то даже Сенчину удается выжать скупую читательскую слезу. Но автор намеренно не поднимается до глобальных обобщений. Любой, у кого есть пожилые родители, прекрасно знает, как тяжело заставить их переехать на новое место. И корни, и нравственность здесь ни при чем: есть люди, у которых по причине переезда рушится весь мир, а есть те, для кого переезд – это возможность начать новую жизнь. Затопление расшевелило человеческий муравейник, и для писателя это повод понаблюдать за происходящим.  

 
По теме
«Контрасты»: когда в песнях живёт душа - Администрация Шелеховского района Сложно представить культурную жизнь города и района без «Контрастов». Выступления коллектива украшают многие мероприятия, заряжая публику своей особенной энергетикой, эмоциональностью и искренностью.
Администрация Шелеховского района
Разговор о родном городе Усолье-Сибирское (12+) - Городская ЦБС Каникулы в библиотеке – это всегда интересно, весело и познавательно. Особенно если речь идет о том, что по-настоящему волнует – об истории своей малой Родины, о месте, где ты родился и живешь, где находятся твои корни.
Городская ЦБС
Сибирская проза языком хореографии - Газета Шелеховский вестник На втором Всероссийском театральном фестивале им. Валентина Распутина, который прошёл в Иркутске с 15 по 21 марта, молодёжный ансамбль песни и танца «Алтай» из Барнаула показал постановку,
Газета Шелеховский вестник