Недавно было предъявлено обвинение пятому фигуранту в деле о крушении частного самолета - водителю снегоуборочной машины Владимиру Мартыненко. Ранее под следствием оказались - руководитель полетов Роман Дунаев и инженер аэродромной службы Владимир Леденев. Обвинения коснулись также диспетчера Александру Круглову , а за несколько дней до этого - диспетчера-стажера Светлану Кривсун .
В ближайшее время во всех аэропортах пройдут внеплановые проверки по организации работ на взлетно-посадочной полосе. Под особое внимание попали именно наземные службы. И «Комсомолка» решила выяснить, может ли повториться трагедия в воздушной гавани нашего города.
Холодное туманное утро пятницы в иркутском аэропорту. Несмотря на небольшой снежок, спецтехника выехала на расчистку взлетно-посадочной полосы. Громадная многотонная машина, которую вряд ли увидишь на городских дорогах, гудя, проносится мимо, раскидывая легкий покров в разные стороны.
«Комсомолка» решила выяснить, может ли повториться трагедия в воздушной гавани нашего города Фото: Юлия ПЫХАЛОВА |
- Смотри, как идет – рабочая скорость 30-40 км/ч – 20-30 минут и полоса чистая, - говорит, кивая в сторону машины, заместитель начальника аэродромной службы Юрий Мельников. – У нас ведь закрывать аэропорт нельзя, несмотря на непогоду, за исключением, пожалуй, самых тяжелых метеорологических условий, когда видимость будет совсем уж плохая.
Недалеко сквозь туман слышен гул взлетающего АН-24.
- Разве сейчас погода летная?
- Видимость позволяет, значит можно лететь, – поясняет он. – К тому же у нас периметр оснащен радиотехническим оборудованием, которое позволяет самолету произвести посадку в автоматическом режиме.
- Так сейчас делают?
- Конечно. Сейчас чаще всего современные суда так и управляются – пилот просто вводит все координаты и все за него делает техника. Вручную сейчас сажают в основном только старые самолеты.
- Скажите, как так получилось, что водитель такой же снегоуборочной машины сейчас обвиняемый по делу трагедии во «Внуково»?
- Заключение МАКа еще не было, поэтому мое мнение – это всего лишь мое мнение, - говорит он. - Во «Внуково» две пересекающиеся полосы и погода была даже хуже, чем сейчас. И, как мне кажется, трагедия произошла потому, что водитель просто заблудился – туман был очень сильный: ни диспетчер ничего не видел, ни водитель. Хотя, технология взаимодействия разных служб очень плотная во всех аэропортах, просто не понятно, как не уследили. В любом случае, у нас подобных трагедий никогда не было и она исключена.
По инструкции в аэропорту автопарк работает в тесной связке с диспетчерами, чтобы самолет и техника никогда не встретились. Именно поэтому водитель каждый свой шаг согласовывает с диспетчером. Каждые 15 минут они связываются по рации. А перед тем как выехать на взлетно-посадочную полосу, шофер по рации запрашивает разрешение. Если разметка не видна, например, запорошена снегом, то она дублируется световыми огнями или табличкой.
- Кроме того, за техникой следит и дежурный инженер на оперативной машине, - поясняет Юрий Мельников. - Там есть рация, по которой связываются со всеми рабочими на летном поле, а также на всякий случай есть возможность слушать переговоры диспетчера с бортом.
- Зачем?
- Чтобы не получилось так, как в Омске в 1984 году. Когда самолет сел прямо на снегоуборочную машину.
К слову, та трагедия практически в точности повторилась спустя тридцать лет во «Внуково». Только в Омске столкнулся Ту-154 с КрАЗом и «Уралом» при заходе на посадку. Виноватыми оказались наземные службы Омского аэропорта.
- На мокрую взлетно-посадочную полосу отправили бригаду для просушки асфальта, - вспоминает чудом выживший капитан того судна Борис Степанов. - Увидев внезапно загоревшиеся огни «взлетки», ремонтники запросили диспетчера о причинах этих работ, но диспетчер молчал. Оказалось, 23-летний парень просто уснул на рабочем месте. Из-за нехватки диспетчеров в Омском аэропорту ни с кем другим у ремонтной бригады связаться тоже не получилось. А раз приказа покинуть полосу не было - они обязаны были закончить начатую работу.
Как раз после того случая, условия подготовки работников аэродрома ужесточились. А сами ремонтные машины снабдили проблесковыми маячками, средствами пожаротушения и внутриаэропортовой связи. Сами машины покрашены так, что их было заметно на большом расстоянии. Даже работники, которые выезжают на ВПП по инструкции надевают светоотражающие жилеты. В аэропорту уверяют: нарушить правила - недопустимо. И с любой, даже незначительной неисправностью спецтехнику на линию не выпускают.